В соответствии с планом работы Счетной палаты Республики Мордовия на 2018 год проведено параллельное экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ и оценка расходов на финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в 2012-2017 годах» в Министерстве юстиции Республики Мордовия, которое является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовии, осуществляющим функции по организационному, кадровому, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей.
Согласно Федеральному закону от 29.12.1999 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» в Республике Мордовия определены должности 44 мировых судей и соответствующее количество судебных участков.
Общая нагрузка по рассмотрению судебных дел на мировых судей в 2016 году составила от 43 (судебный участок Большеигнатовского района) до 379,2 (судебный участок № 3 Октябрьского района г. Саранска) дел в месяц на одного судью. В 2017 году от 60,5 (судебный участок Большеигнатовского района) до 569,3 (судебный участок № 5 Октябрьского района г. Саранска), или с ростом по сравнению с 2016 годом соответственно: на 40% и 50%.
На материально - техническое обеспечение деятельности мировых судей, законами о республиканском бюджете Республики Мордовия на 2012-2017 годы запланированы средства в сумме 345 174,1 тыс. рублей, кассовое исполнение их составило – 315 349,6 тыс. рублей.
Наибольшую долю в кассовых расходах составляли расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда 61,4% и на осуществление закупок товаров, работ, услуг в целях материально-технического обеспечения мировых судей и аппаратов мировых судей – 38,2 %.
В ходе указанного мероприятия было выявлено 37 нарушений и недостатков на общую сумму 23 237,1 тыс. рублей, в частности:
наибольший объем нарушений приходится на нарушения при формировании и исполнении бюджета – 76,0 % (24 нарушения), а именно:
1) в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, планирование и оплата капитального ремонта отдельных судебных участков в 2014-2016 годах произведена по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» вместо кода 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»;
2) в результате невнесения изменений в Госпрограмму «Юстиция и профилактика правонарушений на 2014-2018 годы» приобретение металлодетекторов арочных для нужд мировых судей судебных участков запланировано и произведено в рамках основного мероприятия «Обеспечение деятельности мировой юстиции Республики Мордовия», при этом на мероприятие «Внедрение технических средств охраны зданий», направленное на обеспечение средствами безопасности помещений судебных участков, финансирование не было предусмотрено. Не обеспечена увязка ресурсного обеспечения подпрограмм с целевыми показателями (индикаторами), достижение которых данные подпрограммы предусматривают;
3) в нарушение Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений Республики Мордовия по общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 октября 2008 г. № 482, Положение об оплате труда технического персонала, а также штатные расписания, утвержденные в 2017 году, по должности «заведующий канцелярией» не содержат повышающий коэффициент по занимаемой должности в размере 0,2 от базового оклада;
4) в нарушение Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», согласно которому минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года установлен в сумме 7800 рублей, установлены факты недоплаты заработной платы отдельным сотрудникам аппаратов мировых судей до установленного размера;
5) в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», Указа Главы Республики Мордовия от 4 мая 2008 г. № 99-УГ «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Мордовия» при расчете среднего заработка для начисления отпускных не учитывались премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь, предусмотренные системой оплаты труда государственных гражданских служащих и технического персонала;
6) установлены случаи нарушения трудового законодательства в части ненадлежащего оформления трудовых договоров, дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключенных с работниками аппаратов мировых судей;
7) не обеспечена актуализация Положения по оплате труда государственным гражданским служащим в связи с принятием Указа Главы Республики Мордовия от 21 сентября 2017 г. № 212-УГ «Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и о внесении изменений в Указ Главы Республики Мордовия от 21 ноября 2005 г. № 187-УГ»;
8) в нарушение приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» бюджетные сметы на 2012-2017 годы не содержат обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы.
На нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности приходится 18,1 % (6 нарушений), а именно:
1) в нарушение Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н, в годовой бюджетной отчетности за 2017 год не отражены сведения по просроченной кредиторской задолженности;
2) на объектах основных средств отсутствовали, либо не соответствовали данным бухгалтерского учета инвентарные номера, не отражено движение основных средств между судебными участками, фактическое наличие оборудования (кондиционеры) не соответствует данным бухгалтерского учета.
На нарушения при осуществлении государственных закупок на выполнение работ по капитальному ремонту помещений судебных участков приходится 5,9 % (7 нарушений), а именно:
- по помещению судебного участка мирового судьи Кадошкинского района цена контракта возросла на 485,9 тыс. рублей в результате завышения цены на клипсы для крепления светильников. Установлено неэффективное использование средств в сумме 105,6 тыс. рублей вследствие того, что на объекте установлен наружный блок (кондиционер) другой марки с худшими качественными характеристиками и меньшей рыночной стоимостью, чем определено сметной документацией;
- по помещению судебного участка мирового судьи Большеберезниковского района - в сводный сметный расчет стоимости строительства повторно включена стоимость проектных работ, на которые ранее проводился электронный аукцион;
- по помещению судебных участков Ленинского района г. Саранска - неправомерно оплачены расходы на «повышающий коэффициент», который использовал подрядчик для увеличения предъявленной суммы до установленной контрактом за работы, не связанные с предметом закупки, на 593,9 тыс. рублей, на 91,2 тыс. рублей дважды оплачены работы по устройству полов из керамогранита.
О результатах экспертно-аналитического мероприятия Счетной палатой проинформированы Глава Республики Мордовия и Государственное Собрание Республики Мордовия.
В целях устранения выявленных недостатков и нарушений Счётной палатой Республики Мордовия направлены:
в адрес Министерства юстиции Республики Мордовия - представление Счетной палаты Республики Мордовия;
Министерству финансов Республики Мордовия - информационное письмо с приложением копии отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия для принятия соответствующих мер по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения, и возмещению причиненного ущерба в республиканский бюджет.
Материалы проверки направлены в Прокуратуру Республики Мордовия.