Согласно пункту 1.1. Плана работы Счетной палаты на 2018 год проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета за 2017 год. По итогам внешней проверки подготовлено Заключение, в котором отмечено что, представленный отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2017 год в полной мере соответствует структуре, которая принималась при утверждении Закона Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Исполнение республиканского бюджета за 2017 год по доходам составило 34 764,5 млн. рублей или 78,0 % к утвержденному объему доходов, и на 5,9 % (2 181,5 млн. рублей) меньше уровня 2016 года.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение поступлений по налогу на прибыль – 15,0 %, по налогам на совокупный доход – 20,1 %, транспортному налогу с физических лиц – 11,2 %; налогам на имущество - 0,6 %, доходам от использования имущества, находящегося в государственной собственности – 6,4 процентов.
Снижение доходов республиканского бюджета Республики Мордовия на 2017 год от бюджетных назначений связано с непоступлением налоговых и неналоговых доходов на сумму 9 669,1 млн. рублей, что в основном (на 80,0 %) обусловлено непоступлением доходов от продажи материальных и нематериальных активов в объеме 7 740,6 млн. рублей или 0,6 % от бюджетных назначений.
На 1 января 2018 года общая совокупная задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации сложилась в сумме 3 762,2 млн. рублей, или уменьшилась в сравнении с данными на начало 2017 года на 318,8 млн. рублей.
Расходы республиканского бюджета за 2017 год в целом исполнены в сумме 44 326,8 млн. рублей, или 94,5 % от утвержденных назначений. К уровню 2016 года расходы увеличились на 10,2 %, или на 4 088,4 млн. рублей.
Более чем на 95,0 % исполнены 8 разделов бюджетной классификации расходов республиканского бюджета. В границах от 83,5 % до 95,0 % исполнены 6 разделов. Наименьшее исполнение 83,5 % сложилось по разделу «Здравоохранение».
В структуре расходов республиканского бюджета, как и предыдущие годы, основную долю занимают расходы на финансирование отраслей социально-культурной сферы (образование, здравоохранения, культура, социальная политика, физическая культура и спорт), что свидетельствует о сохранении социальной направленности республиканского бюджета. В 2017 году на их финансирование направлено 24 098,4 млн. рублей или 54,4 % от общей суммы расходов республиканского бюджета Республики Мордовия и 94,9 % от утвержденных бюджетных назначений.
В республиканском бюджете на 2017 год предусмотрено финансирование 27
госпрограмм Республики Мордовия с объемом бюджетных ассигнований в сумме 43 589,9 млн. рублей, их кассовое исполнение составило 41 230,9 млн. рублей, или 94,6 процента. По уровню исполнения две государственные программы исполнены в полном запланированном объеме, 17 государственных программ - более чем на 90,0 %, две госпрограммы - в интервале от 85,0 % до 90,0 %, шесть госпрограмм – менее чем на 85,0 процентов.
В нарушение статьи 179 Бюджетного кодекса РФ без внесения своевременных изменений в паспорт и ресурсное обеспечение по 6 государственным программам, объем средств предусмотрен меньше на сумму 2 672,5 млн. рублей, чем объем бюджетных ассигнований, утвержденный Законом о республиканском бюджете на 2017 год.
Фактический дефицит составил 9 562,3 млн. рублей, что выше утвержденных назначений на 7 226 139,2 тыс. рублей. Источниками внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета явились: государственные ценные бумаги; кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов, иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.
Размер дефицита, сложившийся по итогам исполнения республиканского бюджета в 2017 году, составил 43,2 % (норма 15,0 %) от объема исполненных доходов, без учета безвозмездных поступлений, что нарушает нормы, установленные статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Объем государственного долга Республики Мордовия на 1 января 2018 года вырос до 49 999,0 млн. рублей, или на 9 767,1 млн. рублей, с 40 222,9 млн. рублей по состоянию на 1 января 2017 года.
Долговая нагрузка на республиканский бюджет Республики Мордовия (отношение государственного долга к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений) в 2017 году составила 225,7 % и находится на критически высоком уровне.
Относительно соблюдения положений бюджетного законодательства в части государственного долга отмечено следующее.
1. С учетом части 9 статьи 7 Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ, предусматривающей до 1 января 2020 года возможность превышения ограничений, установленных пунктом 2 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с учетом задолженности по бюджетным кредитам), предельный объем госдолга в 2017 году составил 89,4 % и не превысил сумму доходов без учета объема безвозмездных поступлений, что свидетельствует о соблюдении пункта 2 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.В 2017 году государственные заимствования составили 29 849,6 млн. рублей, что меньше суммы, направленной на финансирование дефицита республиканского бюджета и погашение долговых обязательств (29 857,5 млн. рублей) на 7,8 млн. рублей, на 0,03 %, что свидетельствует о соблюдении положений статьи 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации (не более 100,0 %).
3. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составили 2 232,4 млн. рублей, или 5,2 % объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций. Расходы на обслуживание долга не превышают предел, установленный статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации (15,0 %).
Счетной палатой Республики Мордовия проведена внешняя проверка годовых отчетов 7 главных администраторов средств республиканского бюджета Республики Мордовия. По результатам внешней проверки подготовлены Заключения на бюджетную отчетность и направлены главным администраторам для принятия мер по недопущению выявленных нарушений при составлении и представлении годовой бюджетной отчетности в дальнейшем.
По итогам рабочего совещания при Председателе Счетной палаты Республики Мордовия (протокол от 23.05.2018 г. №4) принято решение направить настоящее Заключение в соответствии с Законами Республики Мордовия «О Счетной палате Республики Мордовия» и «О бюджетном процессе в Республике Мордовия» в Государственное Собрание Республики Мордовия и в Правительство Республики Мордовия.