В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2011 г. № 82-З «О Счетной палате Республики Мордовия», планом работы Счетной палаты Республики Мордовия на II квартал 2019 года осуществлена внешняя проверка отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2018 год. По итогам внешней проверки подготовлено заключение, в котором отмечено, что представленный отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия и бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств за 2018 год представлены в Счетную палату в соответствии со сроками, установленными Законом Республики Мордовия от 14 июля 2008 г. № 56-З «О бюджетном процессе в Республике Мордовия», и отвечают требованиям бюджетного законодательства.
Социально-экономическая ситуация в Республике Мордовия в 2018 году характеризуется положительной динамикой: объем валового регионального продукта составил 102,6% к уровню 2017 года, индекс промышленного производства – 108,7%, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности – 114,8%, объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств – 101,3%, ввод в действие жилых домов – 101,1%, оборот розничной торговли – 103,9%.
Вместе с тем ряд показателей сложился ниже прогнозных значений: объем инвестиций в основной капитал, валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, денежные доходы на душу населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника.
Исполнение республиканского бюджета за 2018 год по доходам составило 36 135 369,5 тыс. рублей или 94,5 % к годовым назначениям и на 3,9 % (1 370 875,1 тыс. рублей) больше уровня 2017 года.
Поступление налоговых и неналоговых доходов составило 23 726 706,2 тыс. рублей или 92,0 % от годовых бюджетных назначений и 107,1% к исполнению 2017 года.
Основной рост поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2018 году по сравнению с 2017 годом обеспечен за счет налога на прибыль организаций (на 176 071,9 тыс. рублей), налога на доходы физических лиц (на 241 348,1 тыс. рублей), акцизов (на 538 380,4 тыс. рублей), налогов на совокупный доход (на 76 934,6 тыс. рублей), налога на имущество организаций (на 643 670,0 тыс. рублей), транспортного налога (на 15 134,1 тыс. рублей), налога на добычу полезных ископаемых (на 865,3 тыс. рублей), государственной пошлины (на 19 218,6 тыс. рублей), платы за использование лесов (на 8 341,5 тыс. рублей), доходов от компенсации затрат государства (на 5 684,7 тыс. рублей).
Исполнение по безвозмездным поступлениям составило 12 408 663,3 тыс. рублей или 99,8 % от плановых назначений, и по сравнению с 2017 годом объем безвозмездных поступлений уменьшился на 209 695,5 тыс. рублей.
На 1 января 2019 года общая совокупная задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации сложилась в сумме 1 960,1 млн. рублей, в том числе недоимка – 1 525,4 млн. рублей. Недоимка за отчетный период уменьшилась в сравнении с данными на начало 2018 года на 1 180,4 млн. рублей.
Расходы республиканского бюджета исполнены в сумме 42 769 518,2 тыс. рублей, или 93,0 % показателя, что меньше расходов 2017 года на 1 557 269,1 тыс. рублей, или на 3,5 %. Неисполненные бюджетные ассигнования за 2017 год составили 3 234 496,5 тыс. рублей.
По итогам финансового года республиканский бюджет сохранил свою социальную направленность. В структуре исполненных расходов основная доля 59,8% или 25 562 424,0 тыс. рублей направлена на финансирование отраслей социально-культурной сферы.
Основными причинами неисполнения расходов явились: недостаточность средств республиканского бюджета, экономия бюджетных средств, сложившаяся по результатам проведения конкурсных торгов, уменьшение количества получателей социальных выплат по сравнению с планируемыми показателями и др.
В республиканском бюджете на 2018 год предусмотрено финансирование 26 государственных программ с объемом бюджетных ассигнований в сумме 43 152 368,6 тыс. рублей, их кассовое исполнение составило 40 246 256,6 тыс. рублей или 93,3 процента. По уровню исполнения 9 государственных программ исполнены более чем на 93,0 %, 13 госпрограмм - в интервале от 84,0 % до 93,0 %, 4 госпрограммы – менее чем на 84,0 процентов.
В нарушение статьи 179 Бюджетного кодекса РФ без внесения своевременных изменений в паспорт и ресурсное обеспечение по 3 государственным программам объем бюджетных ассигнований, утвержденный Законом о республиканском бюджете на 2018 год, предусмотрен на 1 109 105,1 тыс. рублей больше ресурсного обеспечения утвержденных государственных программ.
Общее количество утвержденных целевых показателей (индикаторов) государственных программ составило 908. Степень достижения целевых индикаторов составила 80 % (728 показателей). Не достигнуты плановые значения по 125 показателям или 14% от общего количества показателей.
Фактический дефицит составил 6 634 148,7 тыс. рублей, что ниже утвержденных назначений на 1 140 833,4 тыс. рублей, что составляет 27,8 % от объема исполненных доходов, без учета объемов безвозмездных поступлений, и превышает на 12,8% ограничения,установленные статьей 92.1 Бюджетного кодекса РФ.
Объем государственного долга Республики Мордовия на 1 января 2019 года вырос до 56 216 996,8 тыс. рублей или на 6 226 977,2 тыс. рублей, с 49 990 019,6 тыс. рублей по состоянию на 1 января 2018 года.
Долговая нагрузка на республиканский бюджет Республики Мордовия (отношение государственного долга к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений) в 2018 году составила 236,9 %.
Следует отметить, что с учетом условий, установленных частью 9 статьи 7 Федерального закона от 9 апреля 2009 г. № 58-ФЗ, предусматривающей до 1 января 2020 г. возможность превышения ограничений (на сумму задолженности по бюджетным кредитам), объем госдолга, сложившийся по итогам 2018 года, составил 117,2 % (норма не более 100%) и превысил сумму доходов без учета объема безвозмездных поступлений на 4 083 293,8 тыс. рублей или на 17,2%, что свидетельствует о несоблюдениипункта 2 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ.
В 2018 году государственные заимствования составили 23 562 500,0 тыс. рублей, что меньше суммы, направленной на финансирование дефицита республиканского бюджета и погашение долговых обязательств (23 869 671,4 тыс. рублей) на 307 171,4 тыс. рублей, на 1,3 %, что свидетельствует о соблюдении положений статьи 106 Бюджетного кодекса РФ (не более 100,0 %).
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составили 2 304 065,0 тыс. рублей или 5,6 % объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций. Расходы на обслуживание долга не превышают предельный уровень (не более 15%), установленный статьей 111 Бюджетного кодекса РФ.
В 2018 году на территории республики реализовывались 16 приоритетных проектов (программ). Расходы на реализацию приоритетных проектов (программ) исполнены в сумме 1 163 084,1 тыс. рублей или 93,8%.По итогам реализации приоритетных проектов за 2018 год, паспорта которых разработаны в Республике Мордовия, плановые значения достигнуты по 57 показателям из 64.
Во исполнение требований статьи 11 Закона Республики Мордовия от 14 июля 2008 г. № 56-З «О бюджетном процессе в Республике Мордовия» Счетной палатой Республики Мордовия проведена внешняя проверка годовых отчетов 7 главных администраторов бюджетных средств за 2018 год. По результатам внешней проверки подготовлены Заключения на бюджетную отчетность, которые направлены главным администраторам для принятия мер по недопущению выявленных нарушений при составлении и представлении годовой бюджетной отчетности в дальнейшем.
Данные об утвержденных бюджетных ассигнованиях, объемах финансирования, кассовом исполнении расходов главных распорядителей соответствуют отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2018 год.
Вместе с тем в результате внешних проверок отчетностей выявлены нарушения и недостатки на 1 448,7 млн. рублей. Выявленные нарушения и недостатки не повлияли на достоверность бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета. Замечания Счетной палаты по результатам внешних проверок бюджетной отчетности в основном учтены и устранены.
Дебиторская задолженность на 01.01.2019 составила 1 946 676,9 тыс. рублей, в том числе: дебиторская задолженность по доходам – 1 774 093,1 тыс. рублей и дебиторская задолженность по выплатам - 172 583,8 тыс. рублей. Значительный объем дебиторской задолженности числится в Министерстве строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия и Государственном комитете имущественных и земельных отношений Республики Мордовия.
Кредиторская задолженность составила 2 856 100,3 тыс. рублей, в том числе просроченная задолженность – 810 688,3 тыс. рублей.
В основном кредиторская задолженность по расходам главных распорядителей бюджетных средств образовалась за неоплаченные услуги связи, по арендной плате за пользование имуществом, по работам, услугам по содержанию имущества, по прочим работам и услугам, строительно-монтажным работам и приобретению оборудования.
В общем объеме кредиторской задолженности наибольшая доля сложилась в Министерстве строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия, Министерстве информатизации и связи Республики Мордовия, Министерстве здравоохранения Республики Мордовия и Министерстве образования Республики Мордовия.
Заключение о результатах внешней проверки годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2018 год направлено в Государственное Собрание Республики Мордовия и в Правительство Республики Мордовия.