В соответствии с п. 1.13 Плана работы Счетной палаты Республики Мордовия на 2023 год проведена экспертиза проекта закона Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», а также поправки к проекту закона Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Подготовлены заключения, которые были направлены в Государственное Собрание.
Основные замечания Счетной палаты, изложенные в заключении по первоначальному законопроекту, поправкой устранены.
1. Структура и содержание законопроекта соответствуют требованиям, установленным статьей 184.1 Бюджетного кодекса РФ и статьей 6 Закона Республики Мордовия от 05.12.2022 № 87-З «О бюджетном процессе в Республике Мордовия».
Документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, в целом соответствуют требованиям статьи 184.2 Бюджетного кодекса РФ и статьи 7 Закона Республики Мордовия от 05.12.2022 № 87-З «О бюджетном процессе в Республике Мордовия».
Проект бюджета Республики Мордовия составлен на трехлетний бюджетный цикл – на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, что соответствует положениям законодательства.
2. По результатам анализа текстовой части законопроекта подтверждается соответствие предлагаемых к утверждению положений требованиям бюджетного законодательства РФ.
3. Доходы республиканского бюджета на 2024 год составят в сумме 59 619,7 млн. рублей, или больше на 5 759,7 млн. рублей (на 10,7 %), чем первоначально утвержденные доходы республиканского бюджета на 2023 год, в 2025 году – 50 254,4 млн. рублей, в 2026 году – 53 807,3 млн. рублей.
4. Исполнение доходной части республиканского бюджета в 2024 году планируется обеспечить на 61,6 % за счет налоговых и неналоговых доходов, исчисленных в сумме 36 704,8 млн. рублей (больше на 19,0 % утвержденного прогноза на 2023 год и на 6,2 % больше оценки исполнения 2023 года), в основном за счет: налога на доходы физических лиц – 11 272.0 млн. рублей (доля в объеме собственных доходов составляет 30,7 %), акцизов – 9 526,6 млн. рублей (26,0 %), налога на прибыль организаций – 8 215,5 млн. рублей (22,4 %), налога на имущество организаций – 3 124,6 млн. рублей (8,5 %), налогов в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 2 587,6 млн. рублей (7,0 %).
5. Безвозмездные поступления в 2024 году прогнозируются с сокращением на 0,4 % к 2023 году (первоначально утвержденному объему), или на 96,8 млн. рублей и составят 22 914,9 млн. рублей. На 2025 год планируется 13 561,1 млн. рублей, на 2026 год – 15 132,6 млн. рублей.
6. Безвозмездные поступления в 2024-2026 годах, предусмотренные в законопроекте, приведены в соответствие с показателями Федерального закона от 27.11.2023 № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
7. Расходы республиканского бюджета на 2024 год определены в сумме 59 950,0 млн. рублей, 2025 год – 45 531,2 млн. рублей, 2026 год – 49 125,8 млн. рублей.
8. В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса РФ в законопроекте предусматриваются резервные фонды на 2024 год в сумме 180,0 млн. рублей, на 2025-2026 годы – 140 000,0 тыс. рублей ежегодно.
9. Установленные объемы условно утвержденных расходов соответствуют требованиям статьи 184.1. Бюджетного кодекса РФ.
10. На2024 год расходы на реализацию госпрограмм предусматриваются в объеме 58 068,9 млн. рублей, на 2025 год – 43 432,0 млн. рублей, на 2026 год – 46 039,7 млн. рублей.
Доля расходов республиканского бюджета, сформированная в программном формате на 2024-2026 годы, составляет соответственно: 96,9 %, 95,4 % и 93,7 %.
Финансовое обеспечение государственных программ согласно представленным проектам паспортов и действующим государственным программам на 2024-2026 годы не соответствует бюджетным ассигнованиям законопроекта.
11. В 2024 году в рамках национальных проектов планируются к финансированию 39 региональных проектов на общую сумму 15 524,7 млн. рублей, или больше на 1 851,8 млн. рублей, чем предусмотрено на 2023 год первоначально; в 2025 году – 23 региональных проекта на 6 717,2 млн. рублей, в 2026 году – 21 региональный проект на 6 400,5 млн. рублей.
12. Законопроектом предусмотрены объемы страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2024 год – 3 791,7 млн. рублей, 2025 год – 4 097,0 млн. рублей, 2026 год – 4 341,7 млн. рублей.
Расчет объема страховых взносов соответствует ассигнованиям, предусмотренным в законопроекте.
13. Проект республиканского бюджета на 2024 год сформирован с превышением расходов над доходами (дефицитом) в объеме 330,2 млн. рублей, что составляет 0,9 % общего годового объема доходов республиканского бюджета Республики Мордовия на 2024 год без учета объема безвозмездных поступлений. Данные параметры соответствуют требованиям пункта 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ.
В 2025 году прогнозируется профицит в сумме 4 723,2 млн. рублей, в 2026 году – 4 681,5 млн. рублей.
Состав источников финансирования дефицита бюджета соответствует нормам, установленным бюджетным законодательством (статья 95 Бюджетного кодекса РФ).
14. В 2024 году планируется привлечение и погашение кредитов от кредитных организаций в сумме 3 175,9 млн. рублей, на плановый период 2025-2026 годов привлечение и погашение коммерческих кредитов законопроектом не предусмотрено.
В 2024 году предусмотрено привлечение бюджетных кредитов в сумме 4 968,3 млн. рублей, погашение – в сумме 5 063,3 млн. рублей. В 2025-2026 годах привлечение бюджетных кредитов не предусмотрено, погашение запланировано в сумме 5 346,6 млн. рублей ежегодно.
15. Расходы на обслуживание государственного долга предусматриваются: на 2024 год в объеме 565,1 млн. рублей, или увеличиваются по сравнению с первоначальными утвержденными назначениями 2023 года на 232,8 млн. рублей (на 70,0 %), 2025 год – 538,1 млн. рублей; 2026 год – 532,8 млн. рублей. Рост расходов на обслуживание государственного долга обусловлен увеличением ключевой ставки Банка России.
Установленные объемы обслуживания государственного долга не превышают 15 % объема расходов, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета (в 2024 году – 1,0 %, в 2025 году – 1,2 %, в 2026 году – 1,1 %), то есть требования статьи 111 Бюджетного кодекса РФ соблюдены.
16. Размеры верхнего предела государственного внутреннего долга Республики Мордовия установлены на 1 января 2025 года в сумме 33 613,4 млн. рублей, или 91,6 % общего утвержденного объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений на 2024 год, на 1 января 2026 года – 28 266,8 млн. рублей, или 77,0 % общего утвержденного объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений на 2025 год, на 1 января 2027 года – 22 920,2 млн. рублей, или 59,3 % общего утвержденного объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений на 2026 год.
Вышеприведенные объемы государственного долга свидетельствуют о соблюдении в 2024-2026 годах условий Соглашения о предоставлении бюджету Республики Мордовия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и норм пункта 4 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ.
17. Законопроектом установлен предельный объем заимствований Республики Мордовия на 2024 год в сумме 8 144,3 млн. рублей, 2025 год – 0,0 тыс. рублей, 2026 год – 0,0 тыс. рублей. Предельный объем заимствований Республики Мордовия не превышает сумму, предусмотренную на финансирование дефицита республиканского бюджета и погашение долговых обязательств республиканского бюджета, то есть требования статьи 106 Бюджетного кодекса РФ не нарушены.
Счетная палата Республики Мордовия