Результаты внешней проверки годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2023 год

В соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», Законами Республики Мордовия от 28 декабря 2011 г. № 82-З «О Счетной палате Республики Мордовия», от 5 декабря 2022 г. № 87-З «О бюджетном процессе в Республике Мордовия», планом работы Счетной палаты Республики Мордовия на 2024 год (п. 1.4, п.1.5) проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2023 год, которая включала внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2023 год.

Представленный отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия и бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств за 2023 год представлены для проведения внешней проверки в Счетную палату в соответствии со сроками, установленными Законом Республики Мордовия от 5 декабря 2022 г. № 87-З «О бюджетном процессе в Республике Мордовия» и в целом отвечают требованиям бюджетного законодательства.

Исполнение республиканского бюджета за 2023 год по доходам составило 62 684,6 млн. рублей, или 101,0 % к уточненному объему доходов, и на 19,2 % ниже уровня 2022 года.

Исполнение налоговых и неналоговых доходов составило 35 899,0 млн. рублей, или 104,3 % к уровню 2023 года;

Безвозмездные поступления составили 26 785,6 млн. рублей, или 62,1 % к уровню 2022 года (в основном за счет предоставления в 2022 году дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 16 000,0 млн. рублей).

Основной рост поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2023 году по сравнению с 2022 годом обеспечен за счет: налога на доходы физических лиц (на 1 421,5 млн. рублей), налога на прибыль организаций (на 208,1 млн. рублей), налогов на совокупный доход (на 685,2 млн. рублей), налога на имущество организаций (на 382,5 млн. рублей), штрафов, санкций, возмещения ущерба (на 338,7 млн. рублей).

Уменьшились поступления по сравнению с 2022 годом: по акцизам (на 1 005,4 млн. рублей), по доходам от использования имущества, находящегося в государственной собственности (на 338,7 млн. рублей), по доходам от продажи материальных и нематериальных активов (на 237,5 млн. рублей).

Расходы республиканского бюджета исполнены в сумме 63 120,1 млн. рублей, или 98,1 % к показателю сводной бюджетной росписи. По сравнению с 2022 годом расходы республиканского бюджета увеличились на 818,4 млн. рублей, или на 1,3 %.

По итогам финансового года республиканский бюджет сохранил свою социальную направленность. В структуре исполненных расходов основная доля – 54,7 % направлена на финансирование отраслей социально-культурной сферы.

За 2023 год кассовые расходы на реализацию госпрограмм составили 60 959,9 млн. рублей, или 98,2 % сводной бюджетной росписи.

Из 31 государственной программы, финансирование которых предусмотрено в 2023 году, по 10 – объемы средств, предусмотренные госпрограммами, соответствуют показателям Закона о республиканском бюджете на 2023 год, по 5 госпрограммам – сводной бюджетной росписи.

Объем финансового обеспечения 16 государственных программ не соответствует бюджетным ассигнованиям Закона о бюджете на 2023 год и (или) показателям сводной бюджетной росписи.

По состоянию на 1 января 2024 года расходы на реализацию региональных проектов исполнены в сумме 18 124,9 млн. рублей, или 97,7 % показателя сводной росписи. Общий объем неисполненных назначений по региональным проектам составил 427,5 млн. рублей, или 2,3 % показателя сводной росписи.

Республиканский бюджет исполнен с дефицитом в объеме 435,6 млн. рублей, или 1,2 % от исполненного общего годового объема доходов республиканского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений. Сложившийся по итогам исполнения республиканского бюджета дефицит соответствует требованиям статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ (норма не более – 15,0 %).

По состоянию на 1 января 2024 года объем государственного долга Республики Мордовия составил 33 708,4 млн. рублей. Относительно объема долговых обязательств на начало 2023 года госдолг сократился на 95,0 млн. рублей (на 0,3 %).

Объем государственного долга по состоянию на 01.01.2024 равен установленному верхнему пределу государственного внутреннего долга на 01.01.2024 и составляет 93,9 % к объему доходов без учета объема безвозмездных поступлений. Нормы пункта 4 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ соблюдены.

Следует отметить, что по итогам исполнения республиканского бюджета за 2020 - 2023 годы произошло снижение данного показателя с 195,2 % – в 2020 году до 93,9 % – в 2023 году.

Общая сумма привлечения средств в 2023 году не превысила сумму объема средств на финансирование дефицита республиканского бюджета и погашение долговых обязательств республиканского бюджета. Требования статьи 106 Бюджетного кодекса РФ соблюдены.

Расходы на обслуживание государственного долга в 2023 году составили 301,0 млн. рублей, или 0,5 % объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций. Расходы на обслуживание долга не превышают предельный уровень (не более 15 %), установленный статьей 111 Бюджетного кодекса РФ.

Расходы на обслуживание долга сократились относительно 2020 года на 86,4 %, относительно 2021 года на 75,3%, относительно 2022 года на 34,8%.

Кредиторская задолженность по бюджетной деятельности на конец 2023 года согласно отчетности составила 795,9 млн. рублей, в том числе просроченная задолженность – 169,7 млн. рублей.

Просроченная дебиторская задолженность составила 1 050,7 млн. рублей, увеличившись по сравнению с началом года на 183,0 млн. рублей.

Нефинансовые активы имущества казны по состоянию на 01.01.2024 составили 10 183,5 млн. рублей, сократившись по сравнению с началом года на 3 654,1 млн. рублей.

Согласно отчетным данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2024 числится более 350 объектов незавершенного строительства с общим объемом фактических вложений в объекты незавершенного строительства (реконструкции) в сумме 9 726,3 млн. рублей.

В соответствии со статьей 22 Закона Республики Мордовия от 5 декабря 2022 г. № 87-З «О бюджетном процессе в Республике Мордовия» Счетной палатой Республики Мордовия проведена внешняя проверка годовых отчетов главных администраторов бюджетных средств за 2023 год.

Установлены нарушения и недостатки: по учету имущества казны, по учету и работе с дебиторской задолженностью по доходам, по работе с объектами незавершенного строительства, состоящих на балансе заказчиков, по ведению бухгалтерского учета и составлению форм бюджетной отчетности. По результатам внешней проверки подготовлены заключения и направлены главным администраторам для принятия мер по недопущению выявленных нарушений при составлении и представлении годовой бюджетной отчетности в дальнейшем.

Проводимый Счетной палатой Республики Мордовия анализ результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий показывает, что выявляются во многом однотипные нарушения и недостатки, что свидетельствует о неэффективности профилактической работы со стороны главных распорядителей бюджетных средств, упущениях в организации ими внутреннего финансового контроля.

В соответствии с действующим законодательством заключение о результатах внешней проверки годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2023 год направлено в Государственное Собрание Республики Мордовия и в Правительство.

Счетная палата Республики Мордовия

Top of Page