В рамках реализации поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 2 апреля 2020 г. № Пр-612 в части обеспечения выделения из федерального бюджета в 2020 году бюджетных ассигнований на осуществление стимулирующих выплат за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку медицинским работникам Правительством Российской Федерации в числе прочих приняты постановления, регламентирующие правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера (далее – Постановления Правительства РФ):
- за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее – Постановление Правительства РФ № 415; федеральные выплаты стимулирующего характера);
- за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее – Постановление Правительства РФ № 484; федеральные выплаты стимулирующего характера), а также
- по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись федеральные выплаты стимулирующего характера (далее – Постановление Правительства РФ № 998; федеральные выплаты стимулирующего характера).
По итогам контрольного мероприятия Счетной палатой Республики Мордовия (далее – Счетная палата) установлено следующее.
1. В ходе анализа Постановлений Правительства РФ № 415 и № 484 установлено, что правила осуществления выплат отдельным категориям работников учреждений здравоохранения за особые условия труда и дополнительную нагрузку, выполнение особо важных работ, несмотря на последующие изменения и дополнения в них, а также разъяснения Министерства здравоохранения Российской Федерации, по-прежнему носят неконкретный и неоднозначный характер, в частности:
1.1. Постановлением Правительства РФ № 415 предусмотрены выплаты стимулирующего характера «…., и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией». Однако понятие «лицо из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» указанным постановлением не определено.
Кроме того, согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 16-3/И/2-5951 выплаты стимулирующего характера по Постановлению Правительства РФ № 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, что исключает возможность предоставления выплат «лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», предусмотренным тем же постановлением.
1.2. По Постановлению Правительства РФ № 484 выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере. То есть медицинский и иной работник, единожды контактировавший с больными, получает выплату в таком же размере, как работник, работавший с больными весь месяц. Указанное обстоятельство ведет к рискам возникновения конфликтных ситуаций в коллективах учреждений и противоречит принципам социального партнерства.
1.3. Постановлениями Правительства РФ № 415 и № 484 не предусмотрены выплаты обслуживающему персоналу, привлеченному для работы в инфекционных госпиталях: буфетчикам, уборщикам служебных помещений, кастеляншам и другим. Выплаты прочему персоналу медицинских учреждений установлены за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия распоряжением Главы Республики Мордовия от 8 апреля 2020 г. № 203-РГ.
2. По состоянию на 1 августа 2020 года на основании распоряжений Правительства РФ произведено распределение иных межбюджетных трансфертов Республике Мордовия в рамках постановлений № 415, № 484 и № 998 на общую сумму 616,2 млн. рублей.
3. В целях реализации Постановлений Правительства РФ № 415, № 484 и № 998 между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Республики Мордовия было заключено 3 соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на общую сумму 616,2 млн. рублей.
4. Законом Республики Мордовия от 27 декабря 2019 г. № 92-З «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» с учетом показателей сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 августа 2020 года утверждены объемы финансирования Министерству здравоохранения Республики Мордовия на осуществление федеральных выплат стимулирующего характера в рамках Постановлений Правительства РФ № 415, № 484 и № 998 в общей сумме 616,2 млн. рублей.
5. Расчет финансовой потребности медицинских учреждений произведен Министерством здравоохранения Республики Мордовия с учетом численности получателей федеральных выплат стимулирующего характера и с использованием портала автоматизированной системы мониторинга.
6. Финансирование расходов в марте-июле 2020 года в Республике Мордовия на федеральные выплаты стимулирующего характера, установленные Постановлениями Правительства РФ № 484 и № 415, осуществлялось за счет субсидий на иные цели.
7. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 июля 2011 г. № 251 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели автономным и бюджетным учреждениям Республики Мордовия (далее – Порядок).
В ходе выборочной проверки Счетной палатой установлено, что Министерством здравоохранения Республики Мордовия в целом соблюдены требования Порядка.
В проверяемом периоде между Министерством здравоохранения Республики Мордовия и государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Республики Мордовия заключено 37 соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели.
Анализ предоставленных данных показал, что в целом бюджетные средства на реализацию мероприятий, связанных с осуществлением федеральных выплат стимулирующего характера, до учреждений доводились своевременно, согласно соглашениям о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, по мере поступления заявок учреждений.
8. По состоянию на 1 августа 2020 года произведено расходов по федеральным выплатам стимулирующего характера в сумме 518,5 млн. рублей, что составляет 84,1 % от предусмотренных годовых назначений по сводной бюджетной росписи.
Причиной неполного кассового исполнения (менее 95 %) является то, что начисление выплат стимулирующего характера за июль произведено в июле, а их выплата осуществлена в августе. Кроме того, расходы, связанные с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам по состоянию на 1 августа 2020 года, не производились, так как соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта на указанные цели между Правительством Республики Мордовия и Министерством здравоохранения Российской Федерацией, заключено 30 июля 2020 года.
9. В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой проведены выездные проверки в 3 медицинских учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Мордовия.
В целом стимулирующие выплаты работникам учреждений начислялись и производились в размерах, установленных действующим федеральным законодательством. Вместе с тем установлено следующее.
9.1. В нарушение статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации при расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск отдельным работникам, осуществляющим трудовую деятельность по совместительству, не учитывались некоторые стимулирующие выплаты, в том числе выплаты в рамках распоряжения Главы Республики Мордовия от 8 апреля 2020 г. № 203-РГ и Постановления Правительства РФ № 415. В результате чего недоначислены отпускные и компенсации за неиспользованный отпуск 19 работникам на общую сумму 53,6 тыс. рублей (с учетом взносов во внебюджетные фонды). В ходе проведения контрольного мероприятия вышеуказанные нарушения устранены, отпускные и компенсации за неиспользованный отпуск работникам доначислены.
9.2. В нарушение Постановления Правительства РФ № 484 произведено начисление стимулирующей выплаты врачу-анестезиологу за июль 2020 года в размере 80,0 тыс. рублей, непосредственно не работавшему с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. По итогам проверки нарушение устранено, перечисление выплаты не произведено.
9.3. В нарушение статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 21 раздела 3 Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 октября 2008 г. № 488, руководителю учреждения и двум его заместителямстимулирующие выплаты выплачивались не только по основной должности, но и по совмещаемой (неосновной) должности. В результате с нарушением действующего законодательства израсходованы бюджетные средства, в том числе выделенные в рамках Постановления Правительства РФ № 415, на общую сумму 150,4 тыс. рублей.
9.4. Согласно пункту 3 Постановления № 484 (в редакции, действовавшей 1 августа 2020 года) межбюджетные трансферты направляются на обеспечение стимулирующих выплат в апреле-августе 2020 года. В нарушение указанного постановления в Примерном положении на указанную дату стимулирующие выплаты установлены на апрель-июнь 2020 года. Вместе с тем за июль 2020 года, или за период, непредусмотренный Примерным положением, произведены начисления стимулирующих выплат. На момент проведения контрольного мероприятия постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 сентября 2020 г. № 526 внесены изменения в Примерное положение в части уточнения периода, за который установлены выплаты стимулирующего характера.
10. Случаи отсутствия в локальных актах проверенных медицинских учреждений должностей работников, работа которых связана с оказанием медицинской помощи гражданам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или находящихся в группе риска заражения COVID-19, не установлены.
11. Министерство здравоохранения Республики Мордовия осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за начислением федеральных выплат стимулирующего характера. Однако в проверяемом периоде выездные проверки указанных выплат в подведомственных учреждениях Министерством не проводились.