Анализ объемов и количества объектов незавершенного строительства республиканской собственности

Счетной палатой Республики Мордовия в ходе проведения вышеуказанного контрольного мероприятия установлено следующее.

Общий объем вложений средств республиканского бюджета Республики Мордовия в объекты незавершенного строительства (далее – ОНС) по данным бюджетной отчетности на 1 ноября 2020 года составил 12 096 489,6 тыс. рублей или 109,6 % к уровню, сложившемуся на 1 января 2020 года.

В 2020 году ОНС республиканской собственности числились на балансе трех исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и двух государственных казенных учреждений (далее – государственные учреждения).

На 2020 год балансодержателями ОНС республиканской собственности подготовлены планы мероприятий («дорожные карты») по сокращению объектов незавершенного строительства, которыми предусмотрены мероприятия в отношении 723 ОНС республиканской собственности.

Планы по снижению объемов и количества 454 ОНС (60,2 % общего количества) содержат мероприятия со сроком реализации до 1 января 2025 года. На 2020 год Планами реализация мероприятий не была предусмотрена.

По состоянию на 1 ноября 2020 года количество ОНС, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, составило 731 объект (99,7 % к уровню, сложившемуся на 1 января 2020 года).

По результатам проведенного анализа установлено, что из 731 ОНС, числящегося на балансе органов исполнительной власти и государственных учреждений-балансодержателей по состоянию на 1 ноября 2020 года, финансирование строительства (в том числе проектных работ) 682 объектов началось более 5 лет назад, плановые сроки завершения строительства и реализации их целевой функции просрочены, так как сроками их реализации являются периоды прошлых лет.

Из 94 ОНС, в отношении которых предлагается завершение строительства, распределение государственных капитальных вложений на 2021 год предусмотрено Законом Республики Мордовия только по 4 объектам (4,3 %).

В настоящее время основным препятствием для дальнейшего строительства ОНС является запрет на финансовое обеспечение за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия капитальных вложений в объекты государственной собственности, установленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении общих требований к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения».

Проверкой определены основные факторы, способствующие появлению ОНС, которые по существу являются системными недостатками деятельности отдельных органов исполнительной власти Республики Мордовия, а именно:

1. Недостаточные объемы бюджетных ассигнований, выделяемых на строительство объектов республиканской собственности, и распыленность их по объектам. Отсутствие своевременного и в полном объеме финансирования для завершения строительства объекта приводит не только к увеличению сроков строительства и увеличению количества «долгостроев», но также может привести к значительному удорожанию стоимости строительства.

В ходе визуального осмотра 3 «долгостроев» с общим объемом вложений бюджетных средств в сумме 479,8 млн. рублей установлено, что объекты находились в заброшенном состоянии (их территория не охранялась, ограждение либо отсутствовало, либо находилось в разрушенном и ветхом состоянии, имелись риски несанкционированного проникновения посторонних лиц на объекты). Строительные работы на объектах в 2020 году не проводились.

В нарушение Градостроительного кодекса РФ не проведена консервация «долгостроев», что способствует разрушению и расхищению созданных конструкций, снижению прочности и устойчивости объектов под воздействием климатических факторов, а также приводит к удорожанию строительства и дополнительным расходам бюджетных средств.

2. В нарушение Градостроительного кодекса РФ осуществлялось строительство или реконструкция объектов без необходимой исходно-разрешительной документации (разрешения на строительство, правоустанавливающие документы на землю и др.). В результате по факту построенные объекты не введены в эксплуатацию, являются ОНС, при этом эксплуатируются, в том числе коммерческими организациями.

3. Наличие объектов, не завершенных строительством, необходимость которых для республики утрачена, а выделенные на них бюджетные ассигнования не принесли республике ни экономического, ни социального результата.

4.Осуществление реконструкции объектов, находившихся в муниципальной собственности, без изъятия их в государственную казну Республики Мордовия, вследствие чего передача капитальных вложений в муниципальную собственность через Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия не представляется возможным. Передача капитальных вложений по объектам незавершенного строительства иными способами невозможна из-за отсутствия механизма передачи.

5. Выбор государственными учреждениями недобросовестных подрядчиков, некачественно и несвоевременно выполнявших обязательства по государственным контрактам.

6. Длительные сроки строительства объектов, в течение которых произошли изменения в земельном законодательстве РФ (невозможно оформить объект недвижимости в собственность республики, так как часть его фактически расположена на земельных участках, выделенных иным субъектам хозяйствования).

7. Осуществление капитальных вложений в объект строительства, кадастровый учет которого невозможен в силу действующего законодательства.

8. В течение длительного срока строительства объекта произошла смена заказчика (застройщика), вследствие чего необходима передача затрат по объекту от одного заказчика (застройщика) другому.

9. Отсутствие должного взаимодействия между муниципальными и республиканскими органами власти при осуществлении капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, в результате чего невозможна своевременная регистрация прав на построенный объект.

10. Отсутствие четких приоритетов в инвестиционной политике республики и, как следствие, неверное стратегическое планирование расходования бюджетных средств, выразившееся в осуществлении капитальных вложений в 382 объекта на сумму 309,7 млн. рублей, строительство которых не начиналось (в том числе: 352 объекта, состоящих из стоимости проектно-сметной документации, созданной в 1984-2014 годах, на общую сумму 201,3 млн. рублей), предлагается к списанию в связи с неактуальностью и непригодностью для дальнейшего использования.

11. В проверяемом периоде завершено строительством 5 объектов (5,3 % от плана). Передано в государственную казну Республики Мордовия 12 объектов (6,3 % от плана).

Top of Page