В своем Указе от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент РФ В.В. Путин обозначил необходимость ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Оплата труда медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и привлекаемых в учреждения здравоохранения в целях ликвидации кадрового дефицита специалистов в рамках реализации Указа Президента № 204 осуществлялась в проверяемом периоде в том числе за счет средств нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Формирование средств нормированного страхового запаса (далее – НСЗ) в составе расходов Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия (далее – ТФОМС Республики Мордовия) в исследуемом периоде осуществлялось в соответствии Федеральным законом № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ).
Федеральным законом № 326-ФЗ установлено, что средства НСЗ с 1января 2019 года направляются в том числе для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
Согласно Федеральному закону № 326-ФЗ средства НСЗ предоставляются соответствующим медицинским организациям на основании соглашения.
Порядок формирования средств НСЗ, условия их предоставления медицинским организациям и порядок их использования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Типовая форма соглашения, порядок формирования средств НСЗ, условия их предоставления и порядок использования утверждены приказами Министерства здравоохранения РФ от 22 февраля 2019 г. № 85н и № 86н, вступившими в силу с31 марта 2019 года.
Значительный разрыв во времени (3 месяца) между принятием решения о расходовании части средств НСЗ для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала и изданием приказов № 85н и № 86н, регулирующих расходование средств, не способствовал эффективному и рациональному планированию и расходованию указанных средств в 2019 году.
Кроме того, виды медицинских организаций, которым предоставляются средства НСЗ для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, и виды оказываемой ими медицинской помощи определены Министерством здравоохранения РФ только в феврале 2021 года.
Приказом № 85н установлено, что территориальный фонд на основании информации о потребности медицинских учреждений в медицинских работниках, предоставляемой органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, рассчитывает и утверждает предельные объемы средств для софинансирования на очередной финансовый год дифференцированно для каждого медицинского учреждения.
Исполнительным органом государственной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, является Министерство здравоохранения Республики Мордовия (далее – Министерство).
В соответствии с Приказом № 85н предельный плановый объем средств для софинансирования медицинских организаций в проверяемом периоде был рассчитан ТФОМС Республики Мордовия на основании данных Министерства о потребности медицинских организаций Республики Мордовия в медицинских работниках на 2019-2020 годы в общем количестве 249 человек в 45 медицинских учреждениях, на общую сумму 145 427,5 тыс. рублей.
Потребность медицинских организаций Республики Мордовия в медицинских работниках первичного звена, оплата труда которых подлежит за счет средств НСЗ, сформирована Министерством без учета предполагаемых к увольнению работников.
Приказом № 86н утверждена форма заявки на предоставление средств НСЗ из бюджета ТФОМС, согласно которой общая сумма начисленной заработной платы и начислений на оплату труда в отчетном месяце за счет средств НСЗ зависит от прироста численности врачей и среднего медицинского персонала в медицинском учреждении на последнее число отчетного месяца.
В условиях значительной текучести кадров в государственных медицинских учреждениях Республики Мордовия планирование потребности в медицинских работниках без учета предполагаемых к увольнению работников имеет риски завышения указанной потребности с дальнейшим неисполнением расходов НСЗ на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
В марте 2020 года распоряжением Правительства РФ распределены межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС бюджету ТФОМС Республики Мордовия на 2020 год на вышеуказанные цели в общей сумме 62 244,1 тыс. рублей или меньше на 28 854,4 тыс. рублей уровня, рассчитанного в соответствии с Приказом № 85н.
Из изложенного следует, что ФФОМС в ходе планирования объемов средств НСЗ для софинансирования расходов медицинских учреждений Республики Мордовия на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала не учтена потребность, рассчитанная ТФОМС Республики Мордовия в соответствии с Приказом № 85н.
Кроме того, средства из бюджета ФФОМС для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала на 2020 год распределены 6 марта 2020 года, фактически первая часть межбюджетных трансфертов поступила в бюджет ТФОМС Республики Мордовия 13 марта 2020 года. Перечисление ТФОМС Республики Мордовия средств медицинским учреждениям началось 14 апреля 2020 года.
Согласно изложенному медицинское учреждение, принявшее медицинского работника в январе 2020 года на штатную должность сверх численности медицинских работников, фактически не имело возможность выплачивать ему заработную плату за счет средств НСЗ до апреля 2020 года.
Несвоевременное доведение средств НСЗ до ТФОМС Республики Мордовия ведет к рискам отсутствия мотивации у главных врачей медицинских учреждений к трудоустройству медицинских работников ранее марта-апреля соответствующего года.
В проверяемом периоде отдельные нормы федеральных нормативных правовых актов, регулирующих порядок формирования и расходования средств НСЗ, не учитывали сроки формирования республиканских нормативных правовых актов, вследствие чего невозможно было корректно рассчитать предельный плановый объем средств для софинансирования расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
Так, согласно Приказу № 85н ТФОМС Республики Мордовия до 1 января очередного финансового года рассчитывает и утверждает предельные объемы средств для финансирования на очередной финансовый год, предельный объем средств для софинансирования для медицинских организаций определяется по формуле, учитывающей среднемесячную начисленную заработную плату наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в субъекте РФ.
Прогнозируемый уровень среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в Республике Мордовия на 2020 год утвержден распоряжением Правительства Республики Мордовия 5 февраля 2020 г.
В результате определить предельный объем средств для софинансирования для медицинских организаций ТФОМС Республики Мордовия до 1 января 2020 года фактически не представлялось возможным.
Законами Республики Мордовия «О бюджете ТФОМС Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», «О бюджете ТФОМС Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» размер НСЗ на софинансирование расходов медицинским организациям на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала на 2019-2020 годы установлен в сумме 116 607,0 тыс. рублей.
За 2019-2020 годы 16 медицинскими учреждениями были предоставлены заявки в ТФОМС Республики Мордовия на предоставление средств НСЗ на общую сумму 18 722,6 тыс. рублей (16,1 % от общей потребности).
В 2019-2020 годах в 29 из 45 медицинских учреждений отсутствовал прирост численности медицинских работников, вследствие чего у них отсутствовали основания для формирования заявок в ТФОМС Республики Мордовия на предоставление средств НСЗ.
В течение 2019 года ТФОМС Республики Мордовия направлены средства НСЗ в 7 медицинских учреждений в объеме 26,2 % общего объема сформированных средств. Использовано средств НСЗ в 2019 году - 80,4 % от объема поступивших средств и 21,0 % общего объема сформированных средств.
В течение 2020 года ТФОМС Республики Мордовия направлены средства НСЗ в 10 медицинских учреждений в объеме 7,3 % общего объема сформированных средств. Использовано средств НСЗ в 2020 году - 91,8 % от объема поступивших средств и 6,7 % общего объема сформированных средств.
Неиспользованные остатки средств НСЗ по состоянию на 1 января 2020 года (74,9 % общего объема сформированных средств) и на 1 января 2021 года (92,9 % общего объема сформированных средств) были возвращены в доход бюджета ФФОМС.
По состоянию на 1 января 2020 года количество медицинских работников первичного звена, принятых на работу в 7 медицинских учреждениях, составило 86 человек или 116,2 % к уровню потребности.
Количество медицинских работников, уволенных за 2019 год - 51 человек. Прирост численности медицинских работников по состоянию на 1 января 2020 года - 35 человек.
По состоянию на 1 января 2021 года принято на работу 102 медицинских работника первичного звена в 23 медицинских учреждениях (66,7 % к уровню потребности).
Количество медицинских работников, уволенных за 2020 год, составило 159 человек, или в 1,6 раз больше, чем принято в медицинские учреждения. Прирост численности медицинских работников по состоянию на 1 января 2021 года составил (- 57) человек.
В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой Республики Мордовия проведены выездные проверки целевого и эффективного использования средств НСЗ на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в 3 государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Республики Мордовия и установлено, что двумя учреждениями не соблюдены сроки подачи заявок за декабрь 2020 года, вследствие чего ТФОМС Республики Мордовия не профинансированы расходы указанным учреждениям в 2020 году в общей сумме 408,8 тыс. рублей.