«Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных из бюджета Республики Мордовия в 2020 - 2022 годах на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в администрациях Рузаевского, Краснослободского и Лямбирского муниципальных районов Республики Мордовия)

В период 2020-2022 годов администрациями Рузаевского, Краснослободского и Лямбирского районов приобретено 27 квартир для обеспечения жильем детей-сирот на общую сумму 35 021,6 тыс. рублей.

По состоянию на 1 августа 2022 года из 27 приобретенных квартир 25 квартир предоставлены по договорам найма специализированного жилого помещения 25 детям-сиротам, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в период с 2003 по 2015 годы, в том числе:

в 2020 году – 2,8 % от общего количества детей-сирот, включенных в Списки по трем районам (на 1 января 2020 года – 248 человек);

в 2021 году – 5,3 % (на 1 января 2021 года – 263 человек);

в 2022 году по состоянию на 1 августа –1,5 % (на 1 января 2022 года – 265 человек).

Фактически указанным детям-сиротам предоставлены жилые помещения через 9 - 19 лет после включения их в Списки.

Из 25 жилых помещений 22 помещения (88,0 %) предоставлены детям-сиротам по судебным решениям.

В течение 2 лет количество детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем в трех районах, увеличилось на 6,9 процентов.

Согласно Закону Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Рузаевскому, Краснослободскому и Лямбирскому муниципальным районам предусмотрены следующие объемы субвенции на обеспечение жильем детей-сирот: на 2022 год – 9 199,5 тыс. рублей; на 2023 год – 9 199,6 тыс. рублей; на 2024 год – 9 199,7 тыс. рублей.

При сохранении указанных размеров субвенции для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в Рузаевском районе потребуется не менее 50 лет (без учета детей-сирот, включаемых ежегодно в список), в Лямбирском районе – 32 года и в Краснослободском районе - 47 лет.

2. В ходе проведения контрольного мероприятия установлены следующие нарушения и недостатки.

2.1. Каждый из 27 контрактов на приобретение квартир для детей-сирот заключен по результатам электронных аукционов с единственным участником аукционов при отсутствии экономии бюджетных средств в процессе осуществления закупок.

2.2. В большинстве случаев администрациями проверенных районов начальная (максимальная) цена контракта на приобретение квартир для детей-сирот определялась в размере планового объема субвенции, который не может использоваться в качестве фактической стоимости квартиры.

2.3. В нарушение Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ):

-  в 2020 году при формировании начальной (максимальной) цены контракта администрациями Рузаевского, Лямбирского и Краснослободского муниципальных районов применялся тарифный метод, тогда как следовало применять метод сопоставимых (рыночных) цен;

- начальная (максимальная) цена при заключении отдельных муниципальных контрактов на приобретение квартир для детей-сирот в Краснослободском и Рузаевском муниципальных районах не являлась обоснованной, так как она была определена на основании коммерческих предложений, предоставленных поставщиками для расчета цены заключенных несколькими месяцами ранее контрактов.

- начальная (максимальная) цена контракта на приобретение квартиры в Лямбирском районе не являлась обоснованной, так как она определена на основании коммерческих предложений, как минимум 2 из которых имели признаки недостоверности (физическим лицом на один и тот же запрос представлена информация о двух идентичных ценовых предложениях, но с различной стоимостью жилого помещения).

2.4. Установлены 2 случая приобретения администрацией Краснослободского муниципального района квартир с последующим их предоставлением детям-сиротам в многоквартирных домах, в течение длительного времени подлежащих капитальному ремонту, что противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному Бюджетным кодексом РФ. 

2.5. Установлены факты приобретения квартир в Краснослободском районе по одинаковой цене как в домах, требующих капитального ремонта (срок эксплуатации 31 и 52 года) и расположенных за пределами районного центра, так и в новом доме, расположенном в г. Краснослободске (срок эксплуатации – 5 лет).

2.6. Установлены случаи приобретения физическими лицами квартир с последующей продажей их администрации Рузаевского муниципального района по более высоким ценам.

2.7. В нарушение Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Республики Мордовия № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» гражданке, отнесенной к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлена квартира в Рузаевском муниципальном районе при наличии у нее в собственности двух квартир, общая площадь которых превышает учтенную норму площади жилого помещения.

2.8. В ходе анализа процедуры закупок жилых помещений для обеспечения детей-сирот установлены признаки аффилированности во взаимоотношениях между отдельными продавцами при осуществлении продажи квартир администрации Лямбирского муниципального района.

2.9. В Рузаевском и Лямбирском муниципальных районах установлены 11 случаев создания преимущественных условий для участия в аукционах организаций - застройщиков жилых домов, исключающих участие в них продавцов на вторичном рынке жилья (требование о приобретении квартир в новых домах), а также исключающие участие в аукционах продавцов жилых помещений, расположенных вне села Большая Елховка (требование о приобретении жилья в с. Большая Елховка). В результате 11 контрактов заключены с нарушением Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.10. В нарушение Федерального закона № 159-ФЗ по состоянию на 1 июля 2022 года или через 2 месяца после предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма отдельные граждане не были исключены из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Лямбирском районе.

2.11. В нарушение Жилищного кодекса РФ 2 договора найма специализированного жилого помещения заключены ранее отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду Лямбирского муниципального района.

2.12. В нарушение Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» администрацией Лямбирского муниципального района приняты от продавца два идентичных акта приема-передачи одного и того же жилого помещения, но с различными сроками их заключения и подписания.

12.13. В нарушение Федерального закона № 159-ФЗ, Закона Республики Мордовия № 24-З, Закона Республики Мордовия № 32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией Лямбирского района обеспечение жилыми помещениями производилось по списку детей-сирот, сформированному по дате вступления в законную силу решения суда. Данное обстоятельство приводит к длительному необеспечению жилыми помещениями лиц, у которых право на получение жилья возникло ранее, чем у лиц, по которым судом вынесены решения.

В соответствии с действующим законодательством Отчет по итогам контрольного мероприятия направлен Главе Республики Мордовия и в Государственное Собрание.

Счетная палата Республики Мордовия

Top of Page