«Анализ уставной деятельности ГУП Республики Мордовия «Фармация» в сфере обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, включая лекарственные средства и изделия медицинского назначения для обеспечения льготных категорий граждан»

В соответствии с предложением Главы Республики Мордовия и приказом Председателя Счетной палаты Республики Мордовия проведено контрольное мероприятие «Анализ уставной деятельности ГУП Республики Мордовия «Фармация» в сфере обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, включая лекарственные средства и изделия медицинского назначения для обеспечения льготных категорий граждан», по итогам которого установлено следующее.  

1. Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия «Фармация» (далее – Предприятие) создано в октябре 1998 года.

Предприятие является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Мордовия (далее – Министерство).

Предприятие осуществляло фармацевтическую деятельность на основании лицензии в 62 аптеках и аптечных пунктах.

Дебиторская задолженность Предприятия на 31 декабря 2022 года составляет 386,8 млн. рублей.

2. Предприятие имеет дочернее общество - ООО «Фармация», зарегистрированное в марте 2017 года. В 2017 году Предприятием передано в качестве вклада в уставной капитал Общества 98 объектов имущества.

Отчуждение 98 объектов имущества в собственность коммерческой организации (Общества) лишило Предприятие возможности по осуществлению деятельности по решению социальных задач на территориях, на которых расположено данное имущество (в частности, по обеспечению лекарствами льготных категорий граждан в Ельниковском районе).

2.1. В рассматриваемом периоде Общество не воспользовалось правом по принятию решения о распределении своей чистой прибыли Предприятию как единственному участнику Общества (с дальнейшим ее перечислением в бюджет республики).

3. В соответствии с действующим законодательством заказчиком поставки лекарственных средств для обеспечения льготных категорий граждан определено Министерство.

4. В течение 2022 года численность льготников в республике возросла на 1736 человек и составила 64 142 человека, из которых 17,9 % федеральных льготников (11 466 человек) и 82,1 % республиканских льготников (52 676 человек).

4.1. За 2022 год выписано гражданам льготных категорий 344 181 рецепт на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, в том числе: по федеральной льготе – 64 198 рецептов (18,6 %), по республиканской льготе - 279 983 рецепта (81,4 %).

4.2. Количество рецептов, обслуженных гражданам льготных категорий, составило 331 001 рецепт (96,2 % к количеству выписанных), из них: по федеральной льготе – 61 527 рецептов (95,8 %), по республиканской льготе – 269 474 рецепта (96,2 %).

5. Формирование заявки на льготные лекарства осуществлялось медицинскими организациями в объеме годовой потребности в соответствии с численностью отдельных категорий граждан, прикрепленных к медицинской организации на обслуживание, с учетом специфики их заболеваний и норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, который утвержден Правительством Российской Федерации в размере 1 007,9 рублей.

5.1. Размер указанного норматива в отдельных случаях не отражает реальные потребности граждан льготных категорий в лекарственном обеспечении, а стоимость некоторых лекарств, приобретенных Министерством в 2022 году, достигает 1 170,6 тыс. рублей за 1 упаковку.

5.2. Общий размер бюджетных ассигнований, предусмотренный Министерству на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в 2022 году, в сумме 938,8 млн. рублей заведомо исключает полное и своевременное обеспечение указанных граждан лекарствами, так как не соответствует сформированным в сводных заявках потребностям (1 655,6 млн. рублей).

6. Между Министерством и поставщиками заключено 709 государственных контрактов на поставку в 2022 году лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного питания на общую сумму 938,6 млн. рублей.

Поступило на аптечный склад Предприятия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания на общую сумму 938,6 млн. рублей.

Предприятие в 2022 году являлось третьим поставщиком Министерства по объему заключенных контрактов на поставку лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан (8,3 %).

Основная часть закупленных Министерством в 2022 году лекарственных препаратов произведена иностранными государствами (65,7 %).

Министерством осуществлялись закупки лекарственных препаратов, произведенных АО «Биохимик» г. Саранск (0,1 % общего объема закупок).

7. В 2022 году Предприятие оказывало Министерству услуги по приемке, хранению, учету, доставке и отпуску лекарственных препаратов льготным категориям граждан (далее – услуги по логистике).

7.1. Проверкой установлено, что Предприятием в 2022 году оказывались услуги по логистике лекарственных средств при отсутствии государственного контракта, заключенного с Министерством. В результате недополучено доходов Предприятием на сумму 7,7 млн. рублей. Указанное обстоятельство ведет к возникновению скрытой кредиторской задолженности Министерства.

7.2. Отдельные контракты на оказание услуг по логистике заключались между Министерством и Предприятием фактически после оказания последним услуг. Работы выполнялись при отсутствии договорных обязательств между сторонами.

8. В 2021 – 2022 годах Предприятием не был произведен возврат в бюджет 609,6 тыс. рублей, сложившихся в результате оплаты гражданами за лекарственные препараты, полученные по льготным рецептам с 50-процентной скидкой. В ходе проверки нарушение устранено, средства в бюджет перечислены.

9. По состоянию на 1 января 2023 года на отсроченном обеспечении числилось 5413 рецептов на общую сумму 20,7 млн. рублей (10061 упаковка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения).

9.1. В результате бездействия Министерства граждане с тяжелыми заболеваниями вынуждены были самостоятельно приобретать дорогостоящие лекарственные препараты и изделия медицинского назначения.

9.2. Вместе с тем на 1 января 2023 года на складах аптечных организаций и ГУП Республики Мордовия «Фармация» числился остаток лекарственных средств, закупленных по контрактам 2018 - 2021 годов, в количестве 85 083,0 упаковки на общую сумму 99,1 млн. рублей.

9.3. По состоянию на 1 января 2022 года на складах Предприятия числилось 135 упаковок лекарственных препаратов с истекшим сроком годности. В течение 2022 года количество просроченных лекарств увеличилось до 493 упаковок (в 3,6 раза).

9.4. В 2022 году списано 6 упаковок специализированного продукта лечебного питания «Нутриген» с истекшим сроком годности на общую сумму 80,7 тыс. рублей (продукт закуплен в июне 2019 года).

10. В 2022 году 53 гражданина обратились в органы прокуратуры республики в связи с нарушением их прав на льготное лекарственное обеспечение. Органами прокуратуры подано 51 обращение в суды с исками к Министерству о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, взыскании компенсации морального вреда. Судами иски прокуратуры удовлетворены.

На основании решений судов подлежат взысканию с Министерства убытки за приобретенные гражданами лекарственные препараты, компенсация морального вреда, государственная пошлина. Всего на сумму 746,5 тыс. рублей.

11. В течение 2022 года в 6 аптеках аптечной сети Предприятия и ООО «Фармация» гражданам льготных категорий выдавались лекарства и продукты лечебного питания с истекающим в процессе их использования сроком годности.

Фактически в 2022 году 516 граждан, включая несовершеннолетних детей, лечились просроченными лекарственными препаратами, непригодными для использования, вследствие чего имелись риски причинения вреда здоровью граждан.

 Всего в процессе использования истек срок годности 1154 упаковок лекарственных средств и продуктов лечебного питания.

К моменту окончания срока годности отдельных лекарственных препаратов на складах аптек врачами больниц и поликлиник значительно активизировалась работа по выписке пациентам рецептов на указанные препараты.

12. В ходе выборочной проверки формирования начальных (максимальных) цен государственных контрактов установлено, что Министерство (Заказчик) в 2022 году не воспользовалось правом не применять оптовые надбавки при расчете начальных (максимальных) цен 75 государственных контрактов, заключенных с поставщиками.

В результате расходование Министерством бюджетных средств не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

13. В ходе выборочной проверки установлено, что в течение 2022 года отдельные лекарственные препараты закупались Министерством несколькими партиями по значительно отличающимся ценам. В случае осуществления Министерством единовременной закупки препаратов могла быть экономия бюджетных средств.

14. Установлены случаи значительного снижения участниками электронных аукционов начальной (максимальной) цены контракта: на 25,0 % (Випидия), на 50 % (Цистодропс), на 52,3 % (Аторвастатин), в 23 раза (Анастрозол).

 Счетная палата Республики Мордовия

Top of Page