ГУП Республики Мордовия «Научно-производственный центр информатизации и новых технологий» (далее – Предприятие) создано в соответствии с распоряжением Правительства Республики Мордовия в июле 2003 года.
Согласно уставу Предприятие являлось коммерческой организацией и находилось в ведомственном подчинении Министерства информатизации и связи Республики Мордовия. Учредителем Предприятия и собственником его имущества является Республика Мордовия.
Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли. Предметом деятельности Предприятия являлась деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Доходы Предприятия в 2023 году составили 100,6 % к уровню 2022 года, по состоянию на 17 сентября 2024 года – 89,5 % к уровню 2023 года. Основная часть выручки Предприятия сформирована за счет поступления денежных средств от республиканских государственных учреждений.
Из общего объема расходов Предприятия в проверяемом периоде расходы на оплату труда работников Предприятия с отчислениями во внебюджетные фонды составили 32,9 % от общих расходов.
По итогам 2023 года размер чистой прибыли Предприятия составил 76,5 % к уровню 2022 года. Часть прибыли Предприятия за 2023 год в размере 50,0 % перечислена в республиканский бюджет.
С 18 сентября 2024 года Предприятие реорганизовано в форме преобразования в ГАУ Республики Мордовия «Центр цифрового развития» (далее – Учреждение).
В ходе выборочной проверки установлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение Федерального закона № 402-ФЗ на Предприятии:
- учетная политика не содержит в полном объеме информацию о способах ведения бухгалтерского учета на Предприятии;
- не приняты к бухгалтерскому учету в 2023 году объекты основных средств, переданных Предприятию, вследствие чего в балансе не отражена остаточная стоимость указанных основных средств;
- остатки по счетам учета основных средств на начало 2024 года неверно перенесены из предыдущего 2023 года;
- остаточная стоимость основных средств, отраженная в балансе на 17 сентября 2024 года, не соответствует данным бухгалтерского учета на указанную дату;
- инвентаризация основных средств на Предприятии в 2023 году, а также по состоянию на дату реорганизации (17 сентября 2024 года) не проводилась.
Учитывая отсутствие инвентарных номеров на объектах основных средств, определить фактическое наличие отдельных объектов основных средств на Предприятии не представлялось возможным.
В проверяемом периоде отдельные наименования основных средств числились в учете Предприятия как единый комплекс, вследствие чего определить состав данных комплексов и наличие в них того или иного вида оборудования не представлялось возможным.
2. Установлено наличие у Предприятия 2 редакций баланса по состоянию на 17 сентября 2024 года, имеющих значительные отклонения в показателях. Обе редакции указанного баланса подписаны директором Предприятия и скреплены печатью (одна редакция баланса направлена Предприятием в Министерство цифрового развития Республики Мордовия, вторая редакция направлена в Министерство земельных и имущественных отношений).
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о предоставлении Предприятием недостоверной информации о своей деятельности в органы государственной власти Республики Мордовия, а также об отсутствии должного контроля со стороны указанных республиканских министерств.
3. В нарушение Федерального закона № 161-ФЗ, п. 35 Устава Предприятием не производились отчисления в резервный фонд.
4. В нарушение п. 37 Устава отношения Предприятия с 3 индивидуальными предпринимателями и 1 гражданином в 2024 году производились при отсутствии заключенных договоров.
5. В нарушение п. 11 Устава Предприятием при наличии в штате сотрудников, в чьи должностные обязанности включено выполнение нижеперечисленных работ, заключены и оплачены следующие договоры:
- по техническому обслуживанию инженерных систем;
- по оказанию юридических услуг с индивидуальным предпринимателем;
- по оказанию услуг по текущим вопросам бухгалтерского учета.
6. В нарушение п. 11 Устава Предприятием заместителю директора были компенсированы командировочные расходы и расходы на ГСМ за командировку при отсутствии подтверждающих документов.
7. В ходе осмотра объекта «Устройство системы видеонаблюдения на территории экопарка в районе ул. Моховая в г.о. Саранск» установлено фактическое наличие 21 камеры видеонаблюдения, 4 камеры на объекте отсутствовали.
8. По состоянию на 1 февраля 2025 года на балансе Учреждения числилось 787 камер видеонаблюдения (система интеллектуального видеонаблюдения), из них размещены на рубежах контроля на территории Республики Мордовия – 783 единицы, 4 единицы демонтированы. В исправном состоянии находятся 722 камеры. Недоступна (неисправна) 61 камера или 7,6 % от их общего количества.
Также на учете Предприятия числились основные средства без каких-либо детализирующих их показателей, в связи с чем невозможно их идентифицировать и установить фактическое местоположение.
9. Проверкой установлено наличие в составе основных средств Предприятия значительного количества объектов первоначальной стоимостью менее 100,0 тыс. рублей, что противоречит п. 1 Учетной политики, а также требованиям ФСБУ 6/2020 «Основные средства».
10. Акты на списание основных средств в связи с их моральным износом и нецелесообразностью обновления не содержат сведений о дате отражения объекта в бухгалтерском учете, годе его создания, дате ввода в эксплуатацию, первоначальной стоимости, сроке полезного использования, сумме амортизации, в связи с чем оценить целесообразность и обоснованность списания указанных основных средств с бухгалтерского учета не представлялось возможным. Первичные документы, на основании которых были приняты к учету списанные с баланса основные средства, к проверке не были предоставлены.
11. Также выборочной проверкой установлены многочисленные нарушения трудового законодательства, в частности:
- в нарушение статей 57 и 135 Трудового кодекса РФ за период с 1 января 2023 года по 31 октября 2024 года работникам Предприятия была начислена заработная плата, а также доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, не предусмотренные в трудовых договорах;
- отдельные трудовые договоры (дополнительные соглашения к ним), заключенные между директором и сотрудниками Предприятия, имеют признаки недостоверности;
- в нарушение статей 57 и 135 Трудового кодекса РФ, Положения об оказании материальной помощи в период 2022-2024 годов отдельным работникам Предприятия неправомерно предоставлена материальная помощь;
- в нарушение статьи 135 Трудового кодекса РФ, Положения об оплате труда начислена премия в завышенном размере 7 работникам Предприятия;
- в нарушение статей 129 и 191 Трудового кодекса РФ, а также Положения о премировании на основании приказа директора Предприятия в октябре 2024 года необоснованно начислена премия 26 работникам Предприятия.
Необоснованное увеличение расходов Предприятия (Учреждения) на выплату отдельных премий работникам, на оплату услуг сторонним организациям при наличии штатных работников, а также командировочных расходов заместителю директора привело к:
- необоснованному снижению налогооблагаемой базы при УСН и, как следствие, к недопоступлению налогов в республиканский бюджет Республики Мордовия;
- уменьшению размера части чистой прибыли, подлежащей перечислению в республиканский бюджет Республики Мордовия по итогам 2023 и 2024 годов.
Счетная палата Республики Мордовия