Счетная палата Республики Мордовия провела контрольное мероприятие «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в отношении Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия»».
ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» (далее – Учреждение) создано в декабре 2010 года путем изменения типа существующего ГУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия».
Предметом деятельности Учреждения является обеспечение организации строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия.
По итогам 2024 года доходы Учреждения составили 73,0 % к уровню 2023 года.
За 2024 год кассовое исполнение расходов составило 96,3 % к утвержденным бюджетным назначениям. Фактическое исполнение расходов – 91 % от первоначально сформированной потребности.
В 2024 году и по состоянию на 27 января 2025 года Учреждением заключено 126 государственных контрактов со сроком исполнения в 2024-2026 годах на общую сумму 13 969,9 млн. рублей.
Государственные контракты заключены с 37 подрядчиками.
Выборочной проверкой установлено следующее.
1. Сравнительно низкие показатели конкурентности и эффективности закупочной деятельности Учреждения (из общего количества заключенных контрактов: 92 контракта или 69,2 % – с единственным участником закупок; 34 контракта или 30,8 % – с победителями закупок).
2. Факты заключения государственных контрактов с недобросовестным подрядчиком. Так, в период с января 2023 года по апрель 2024 года между Учреждением и ООО «С» было заключено 16 государственных контрактов, из них:
- 3 контракта расторгнуты Учреждением в одностороннем порядке в связи с тем, что ООО «С» не приступало к выполнению работ на объектах;
- 6 контрактов расторгнуты Учреждением в одностороннем порядке в связи с затягиванием ООО «С» работ на объектах (в результате выполнение составило от 25,2% до 66,4%; не выполнены работы в размере 20,0% общей стоимости контрактов);
- 6 контрактов исполнены, но с нарушением установленных сроков;
- отдельные контракты в 2024 году заключались с ООО «С» несмотря на то, что указанная организация ранее неоднократно нарушала условия заключенных контрактов.
Согласно определению Арбитражного суда Московской области в отношении ООО «С» в деле о банкротстве с 10 марта 2025 года введена процедура наблюдения.
3. В нарушение Федерального закона № 44-ФЗ были завышены цены отдельных государственных контрактов на содержание автомобильных дорог:
- в связи с включением в цену контрактов расходов на содержание автомобильных дорог, которые фактически не содержались;
- в связи с переносом стоимости содержания 1 месяца зимнего периода на 2026 год (услуги по содержанию дорог будут предоставлены в декабре 2025 года, а оплачены в январе 2026 года с применением повышающего коэффициента).
4. В нарушение Федерального закона № 44-ФЗ действия Учреждения при осуществлении закупки на выполнение работ по ямочному ремонту одной из автомобильных дорог привели к необоснованному ограничению числа участников закупки.
5. В нарушение Федерального закона № 44-ФЗ Учреждение не воспользовалось правом по снижению цены контрактов без изменения предусмотренных контрактами объема, качества выполняемой работы и иных условий 6 контрактов (стоимость работ по контрактам рассчитана с учетом НДС, однако подрядчики применяли упрощенную систему налогообложения и указанный налог не оплачивали).
6. В нарушение Федерального закона № 44-ФЗ Учреждением необоснованно оплачены отдельным организациям услуги по содержанию участков автодорог, переданных другим организациям для выполнения работ по их капитальному ремонту.
7. Выбор недобросовестного подрядчика и расторжение одного из контрактов привел к затягиванию ремонта автомобильной дороги в Краснослободском районе более чем на 2 года и к удорожанию ремонта в 4,2 раза.
8. В течение 2024 года размер дебиторской задолженности Учреждения увеличился на 34,4 %. Основную долю задолженности составляют авансовые платежи по государственным контрактам, заключенным с подрядчиками.
9. По состоянию на 1 января 2025 года числилась просроченная дебиторская задолженность. Также на забалансовом учете Учреждения числилась «Сомнительная задолженность», в том числе задолженность ликвидированных организаций, имеющая основания для признания ее безнадежной к взысканию.
10. В течение 2024 года размер кредиторской задолженности Учреждения увеличился в 141,6 раза.
11. Общий объем расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда в 2024 году составил 98,9 % утвержденных плановых назначений.
12. По состоянию на 1 января 2025 года на балансе Учреждения числились основные средства, находящиеся в оперативном управлении, на общую сумму 36 868,9 млн. рублей или 100,1 % к началу 2024 года.
13. Выборочной проверкой установлено наличие на балансе Учреждения в составе основных средств 81 объекта автодорог, не включенных в Перечень автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия. Из указанных автомобильных дорог 7 ведут к коммерческим организациям.
14. В нарушение статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ Учреждением приняты к оплате и оплачены работы по контрактам на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения, не включенных в Перечень. Из указанных автодорог 3 дороги вели к населенным пунктам, в которых длительное время никто не проживает.
15. По состоянию на 1 января 2025 года на балансе Учреждения числился 121 объект незавершенного строительства (реконструкции) с общим объемом фактических вложений в сумме 6 873,99 млн. рублей, из которых 86 объектов с началом реализации проектов более 20 лет назад (71,1 % от общего количества объектов).
16. По состоянию на 1 января 2025 года в бухгалтерском учете числилось 52 объекта основных средств, которые являются автомобильными дорогами, переведенными из состава недвижимого имущества в состав движимого имущества, так как они не соответствуют характеристикам недвижимого имущества и не являются объектами капитального строительства.
В соответствии с действующим законодательством отчет о результатах контрольного мероприятия был направлен Главе Республики Мордовия и в Государственное Собрание, представление для устранения выявленных нарушений – в Учреждение. В Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству для принятия мер направлено информационное сообщение, в прокуратуру республики – информация для рассмотрения вопроса о мерах прокурорского реагирования.
Счетная палата Республики Мордовия