Скачать полную версию документа
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2011 г. № 82-З «О Счетной палате Республики Мордовия» и содержит информацию о результатах деятельности Счетной палаты Республики Мордовия за 2020 год.
Основные итоги деятельности
Счетная палата Республики Мордовия (далее – Счетная палата) в 2020 году осуществляла контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», обращениями Счетной палаты Российской Федерации, положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, предложениями, поставленными Главой Республики Мордовия в Послании Государственному Собранию Республики Мордовия, Законом Республики Мордовия «О Счетной палате Республики Мордовия».
В 2020 году Счетная палата строила свою работу на основе годового плана работы. В соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (от 14.04.2020) и приказами Председателя Счетной палаты (от 31.03.2020 № 27; от 16.04.2020 № 29; от 16.10.2020 № 68) в связи с осложнением эпидемиологической обстановки по распространению коронавирусной инфекции принято решение о переводе сотрудников с 31 марта по 14 июня и с 19 октября 2020 года на режим дистанционного осуществления профессиональной служебной деятельности с приостановлением проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в период с 17 апреля по 15 мая 2020 года. Таким образом, учитывая вышеизложенное, мероприятия и сроки их проведения, указанные в Плане работы Счетной палаты на 2020 год, уточнены.
На основании требований федерального и республиканского законодательства контрольные и экспертно-аналитические мероприятия осуществлялись в соответствии с утвержденными стандартами внешнего государственного финансового контроля Счетной палаты.
Учет финансовых нарушений осуществлялся с применением Классификатора нарушений, выявленных в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Счетной палатой Российской Федерации, а также с учетом региональной специфики.
Счетной палатой запланированные мероприятия выполнены.
Основные показатели деятельности Счетной палаты за 2020 год приведены в приложении 1 к настоящему Отчету.
В 2020 году проведено 24 мероприятия, в том числе: 8 контрольных и 16 экспертно-аналитических мероприятий (за исключением экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов), из них 4 – по предложениям Государственного Собрания, 1 – параллельное со Счетной палатой Российской Федерации.
Проверками было охвачено 30 объектов, в том числе в рамках контрольной деятельности – 13, экспертно-аналитической – 17.
Количество проведенных мероприятий в 2020 году относительно 2019 года уменьшилось на 6 за счет сокращения количества контрольных мероприятий.
В отчетном периоде финансовой экспертизе Счетной палаты подверглись 64 проекта законов и постановлений Правительства Республики Мордовия, проведено на 20 экспертиз больше, чем в 2019 году.
В целом проверками был охвачен объем финансовых средств на общую сумму 21 286,7 млн. рублей.
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2020 году выявлено 350 нарушений (в 2019 году – 195) на общую сумму с учетом неэффективного использования бюджетных средств 5 503,4 млн. рублей(в 2019 году – 5 152,6 млн. рублей).
Относительно 2019 года количество выявленных нарушений увеличилось на 155 нарушений, а по объему – на 350,8 млн. рублей.
По результатам осуществления внешнего государственного финансового контроля общая сумма с учетом неэффективногоиспользования бюджетных средств и количество выявленных нарушений классифицируются следующим образом: при формировании и исполнении бюджетов выявлено 193 нарушения на общую сумму 5 138,7 млн. рублей; при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 97 нарушений на 226,1 млн. рублей; в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 8 нарушений на 126,0 млн. рублей; при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности – 52 нарушения на 6,4 млн. рублей; неэффективное использование государственных средств – 6,2 млн. рублей.
Наибольший удельный вес в общем объеме выявленных нарушений приходится на нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 93,4% и при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 4,1 %.
Фактов нецелевого использования бюджетных средств в отчетном периоде не выявлено.
О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информировала Главу Республики Мордовия и Государственное Собрание.
Для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненного бюджету республики ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, в государственные органы, органы местного самоуправления и руководителям проверяемых организаций направлено 16 представлений, 1 предписание и 120 информационных писем.
В результате принятых мер устранено выявленных финансовых нарушений и недостатков на общую сумму 4 565,4 млн. рублей (в 2019 году – 2 151,1 млн. рублей), что составляет 83,0 % от общей суммы выявленных нарушений. Расходы на содержание Счетной палаты в отчетном периоде составили 17,1 млн. рублей, или 0,4 % от суммы устраненных нарушений.
Темп прироста (снижение) за период 2018-2020 годов объема устраненных Счетной палатой финансовых нарушений в отчетном году относительно предыдущего года следующий: в 2018 году - рост на 62,2 %, в 2019 году - снижение на 32,6 %, в 2020 году - рост в 2,1 раза.
По итогам 2020 года Счетной палатой снято с контроля 15 представлений и 1 предписание. По 1 представлению сроки выполнения не наступили.
Кроме того, 8 представлений сняты с контроля по результатам проверок, проведенных в IV квартале 2019 года.
В отчетном году в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы республики для принятия предусмотренных законодательством мер реагирования направлено 4 материала контрольных мероприятий Счетной палаты, по 1 из которых принято решение о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса РФ, по 2 – органами прокуратуры оснований для направления материалов в следственные органы для проведения процессуальной проверки не установлено, 1 материал находится на рассмотрении.
Помимо этого, приняты меры по привлечению должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия, к различным видам ответственности. По обращениям Счетной палаты уполномоченными органами возбуждено 5 дел об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности по делам об административных правонарушениях – 3 должностных лица.
По итогам выполнения представлений Счетной палаты в части принятия мер по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства, к дисциплинарной ответственности привлечено 4 должностных лица.
Работа по устранению нарушений и недостатков продолжается, отдельные проверки остаются на контроле Счетной палаты до принятия мер по устранению выявленных нарушений в полном объеме.
С учетом замечаний и предложений Счетной палаты принято и разработано 46 нормативных правовых и иных актов.
В 2020 году особое внимание было уделено мониторингу участия Республики Мордовия в национальных проектах, принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и контролю за целевым и результативным использованием бюджетных средств в рамках их реализации.
В отчетном периоде 5 контрольных мероприятий и 1 экспертно-аналитическое проведены в рамках реализации 4 национальных проектов, обозначенных в «майском» Указе Президента, в том числе:
1. В рамках национального проекта «Культура» – 1 контрольное мероприятие:
«Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2019 году в рамках регионального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие культуры и туризма» на реконструкцию здания МБУК «Культурно-досуговый центр Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия».
2. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – 2 контрольных мероприятия и 1 экспертно-аналитическое:
«Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт путепровода № 1 на автодороге № 5 г. Саранска в рамках реализации регионального проекта «Дорожная сеть» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие автомобильных дорог» в 2019 году»;
«Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию моста на автодороге № 5 (Северо-Восточное шоссе) г. Саранска в рамках реализации регионального проекта «Дорожная сеть» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие автомобильных дорог» в 2019- 2020 годах»;
«Аудит эффективности исполнения государственных контрактов, заключенных ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» за счет средств республиканского бюджета в 2019 году, а также контрактов, срок исполнения которых истек в 2019 году, в рамках регионального проекта «Дорожная сеть» государственной программы Республики Мордовия «Развитие автомобильных дорог»;
3. В рамках национального проекта «Образование» - 1 контрольное мероприятие:
«Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2019 году в рамках Регионального проекта «Успех каждого ребенка» на создание центров выявления и поддержки одаренных детей».
4. В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» проведено 1 контрольное мероприятие:
«Аудит эффективности реализации мер государственной поддержки создания и развития индустриальных (промышленных) парков и технопарков, включая использование предоставленных на эти цели имущественных комплексов и земельных участков» в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».