27 декабря 2019 года Председатель Счетной палаты Республики Мордовия Н.С. Ларьков принял участие в работе сорок первой сессии Государственного Собрания Республики Мордовия шестого созыва.
Из 14 вопросов, включенных в повестку дня, основным являлся вопрос о проекте закона Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Председатель Счетной палаты Н.С. Ларьков выступил содокладчиком по указанному вопросу.
В своем выступлении Н.С. Ларьков отметил, что Счетной палатой проведена финансово-экономическая экспертиза и подготовлено подробное заключение на рассматриваемый проект закона. В процессе подготовки заключения был выявлен ряд недостатков законопроекта, на которые Председатель Счетной палаты обратил внимание присутствующих. Отдельно Н.С. Ларьков остановился на реализации национальных проектов.
В завершение Председатель Счетной палаты Н.С. Ларьков подчеркнул, что после принятия закона все замечания и предложения Счетной палаты в установленный срок должны быть выполнены.
26 декабря 2019 года Председатель Счетной палаты Республики Мордовия Николай Сергеевич Ларьков и сотрудники Счетной палаты приняли участие в публичных слушаниях по рассмотрению проекта закона Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», которые были проведены Государственным Собранием Республики Мордовия в соответствии с Законом Республики Мордовия от 14 июля 2008 года № 56-З «О бюджетном процессе в Республике Мордовия».
С докладом по основным параметрам принимаемого бюджета на предстоящий трехлетний период выступил Заместитель Председателя Правительства – Министр финансов Республики Мордовия Алексей Юрьевич Симонов. Было отмечено, что бюджет сориентирован на обеспечение устойчивого развития экономики, социальной стабильности в республике при рациональном и эффективном использовании бюджетных средств. Согласно законопроекту, в 2020 году 62% бюджетных ассигнований предусмотрены на социально-культурную сферу.
Более 10,6 млрд. рублей в 2020 году предлагается направить на реализацию национальных проектов, что на 14,5% больше уровня текущего года. Существенно возрастут расходы на мероприятия в сфере здравоохранения и дорожного строительства.
Бюджет 2020 года будет профицитным (2 млрд. 91 млн. рублей). Доходная его часть составит 42 млрд. 920 млн. рублей. Расходы запланированы в сумме 40 млрд. 829. млн. рублей. На реализацию 26 государственных программ будет выделено 39 млрд. 315 млн. рублей.
На публичных слушаниях выступил Первый заместитель Председателя Правительства – Министр экономики, торговли и предпринимательства РМ Владимир Мазов о плановых показателях социально-экономического развития республики на три предстоящих года.
Представителей общественных организаций интересовали вопросы о перспективах дальнейшего строительства очистных сооружений, о реализации программы сельской ипотеки в Мордовии и другие.
В рамках общественных слушаний поступили предложения по поправкам к проекту закона «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от председателя Федерации профсоюзов, руководителей Мордовской республиканской организации Всероссийского общества слепых, Мордовской региональной общественной организации детей-инвалидов и их родителей «Особые дети» (в части увеличения бюджетных ассигнований на предоставление путевок в санаторно-оздоровительные организации детям-инвалидам) и председателя Комитета Госсобрания Мордовии по бюджету, финансам и налогам Светланы Евгеньевны Киселевой (по объемам финансирования исполнения наказов избирателей).
18 ноября 2019 года Счетная палата Республики Мордовия приняла участие в российско-финском семинаре по обмену опытом, организованном Счетной палатой Российской Федерации на Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов РФ в формате видеоконференции.
Работу семинара открыл Председатель Счетной палаты Российской Федерации Кудрин Алексей Леонидович.
С финской стороны с приветственным словом к присутствующим обратился заместитель Генерального аудитора Финляндской Республики Окко М.
Темами для обсуждения на семинаре стали вопросы трансформации работы высших органов аудита, стратегического аудита, аудита реализации целей устойчивого развития.
Кроме того, участники семинара обсудили вопросы человеческого капитала, цифровизации внешнего государственного аудита, повышения открытости и прозрачности контрольной деятельности.
Подводя итоги семинара, стороны выразили необходимость продолжения практики проведения подобных встреч.
В качестве модератора мероприятия выступил директор Департамента внешних связей Счетной палаты Российской Федерации Махмутов Т.А.
Всего в работе семинара приняли участие 74 контрольно-счетных органа субъектов Российской Федерации.
Планом работы Счетной палаты Республики Мордовия на 2019 год в IV квартале планировалось совместное со Счетной палатой Российской Федерации контрольное мероприятие «Проверка и анализ управления государственным долгом Республики Мордовия за 2016 – 2018 годы и истекший период 2019 года». Решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 15 октября 2019 года проведение данного мероприятия исключено из плана работы на 2019 год.
Вместе с тем, следует отметить, что анализ обеспечения исполнения долговых обязательств Республики Мордовия за 2018 и текущий период 2019 года был проведен Счетной палатой в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Мордовия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Мордовия на 2018 – 2021 годы и обеспечения исполнения долговых обязательств Республики Мордовия за 2018 – 2019 годы».
По итогам проведенного мероприятия был проанализирован государственный долг Республики Мордовия, его структура; динамика долговых обязательств (формирование и погашение).
По состоянию на 1 ноября 2019 года объем государственного долга составил 52,4 млрд. рублей и по отношению к началу текущего года сократился на 3,81 млрд. рублей, или на 6,8 % (сокращен долг по государственным облигациям на 2,4 млрд. рублей (на 35,3 %), по государственным гарантиям на 0,82 млрд. рублей (на 46,6 %), по бюджетным кредитам на 0,59 млрд. (2,1 %)).
В отчете проанализировано соблюдение норм Бюджетного кодекса РФ в части объема государственного долга, предельного объема заимствований, расходов на обслуживание госдолга, дефицита республиканского бюджета.
Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия был направлен в Правительство Республики Мордовия с предложением сокращения долговой нагрузки на республиканский бюджет, повышения качества управления государственным долгом, а также принятия мер по обеспечению соблюдения норм Бюджетного кодекса РФ в процессе управления государственным долгом Республики Мордовия.
Вместе с тем, по мнению Счетной палаты, Правительству Республики Мордовия необходимо:
- проводить обоснованную и взвешенную политику по управлению государственным долгом, в том числе предусматривающую формирование равномерного графика погашения государственного долга с целью снижения рисков по погашению долговых обязательств в среднесрочной перспективе;
- продолжить работу по реализации комплекса мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета, в том числе за счет сокращения сложившейся недоимки;
- продолжить работу по сокращению дебиторской задолженности и кредиторской задолженности главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Мордовия;
- принимать меры по возмещению неправомерно использованных средств, выявленных Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий;
- главными распорядителями контролировать качество финансовой дисциплины и внутреннего финансового контроля при осуществлении деятельности учреждений бюджетного сектора, в том числе при осуществлении закупочной деятельности, в частности использование права возмещения пеней и штрафных санкций при несоблюдении условий государственных (муниципальных) контрактов исполнителями.
Реализация предложений, направленных в Правительство Республики Мордовия, находится на контроле Счетной палаты.
15 октября 2019 года на Портале Счетной палаты Российской Федерации и КСО РФ состоялась видеоконференция, организованная Счетной палатой Российской Федерации, по обсуждению системных предложений Счетной палаты Российской Федерации, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства.
В мероприятии приняли участие руководители контрольно-счетных органов всех субъектов РФ, представители органов исполнительной власти, ответственные за вопросы строительства и учета объектов незавершенного строительства.
От Счетной палаты Республики Мордовия в мероприятии приняли участие Председатель Н.С. Ларьков, аудиторы И.Н. Сафонов, В.П. Лияскина, начальники отделов, инспекторский состав.
От органов исполнительной власти Республики Мордовия приняли участие Первый заместитель Председателя Правительства – Министр экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия В.Н. Мазов и Первый заместитель Министра строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия С.П. Пронькин.
В ходе видеоконференции состоялось обсуждение предложений Счетной палаты РФ по снижению объема и количества объектов незавершенного строительства, направленных в Правительство РФ по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия, с учетом соответствующей информации контрольно-счетных органов субъектов РФ.
Обращаясь к участникам видеоконференции, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Светлана Орлова отметила, что несмотря на принимаемые Правительством меры не происходит существенного улучшения ситуации, связанной с сокращением объема и количества объектов незавершенного строительства. Остановилась на оценке мер, принимаемых органами исполнительной власти для снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, обозначила причины, препятствующие этому сокращению.
Завершая мероприятие аудитор Светлана Орлова подчеркнула, что сегодня перед Правительством РФ и всеми регионами стоит задача по снижению объема и количества объектов незавершенного строительства. Эта задача является комплексной и требует принятия системных решений по организации работы на всех уровнях государственной власти.