11 декабря 2015 года состоялась сессия Государственного Собрания Республики Мордовия. Ключевым вопросом из двадцати, рассмотренных депутатами, стал вопрос о принятии республиканского бюджета Республики Мордовия на 2016 год.
Заключение по результатам проведенной экспертизы проекта закона Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2016 год» было направлено в Государственное Собрание Республики Мордовия 10 декабря 2015 года. Экспертиза была проведена в сокращенные сроки.
В ходе реализации бюджетного полномочия по экспертизе законопроекта, в докладе Председателя Счётной палаты Республики Мордовия Николая Сергеевича Ларькова было отмечено следующее:
- Законопроект сформирован в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
- В 2016 году в структуре прогнозируемых доходов на долю республиканских налоговых и неналоговых доходов планируется 78% и 22% - на безвозмездные поступления из федерального бюджета. Заявленные объемы по основным доходам сформированы на основе прогноза социально-экономического развития республики. В этой связи их выполнение будет зависеть от динамики макроэкономических показателей. Виды и нормативы отчислений в бюджет по налоговым поступлениям соответствуют положениям статей 56 и 57 Бюджетного кодекса РФ.
- По мнению Счётной палаты Республики Мордовия, резервом увеличения доходной базы бюджета в рассматриваемый период должны стать дополнительные доходы, получаемые в результате принятия действенных мер по погашению задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам (для сведения: на 1 октября 2015 г. недоимка составила 1 млрд. 712 млн. рублей).
- Законопроектом в соответствии с требованиями Бюджетного законодательства предусмотрено финансовое обеспечение расходных обязательств Республики Мордовия, в том числе средства на исполнение всех публичных нормативных обязательств, с сохранением комплекса мер государственной поддержки населения.
- Несмотря на напряженность республиканского бюджета на 2016 год, необходимые расходы, связанные с выполнением майских Указов Президента Российской Федерации предусмотрены.
- Бюджет сформирован с дефицитом в размере 10% к объему собственных доходов, что соответствует нормам статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ.
В процессе подготовки заключения Счётной палатой были выявлены недостатки рассматриваемого законопроекта.
Так, отдельные субсидии и субвенции не соответствовали Закону о федеральном бюджете на 2016 год. Проектом закона о республиканском бюджете не были предусмотрены субсидии и субвенции на сумму 8 млн. 667 тыс. рублей. Это - субсидии из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий госпрограммы РФ «Развитие здравоохранения»; субвенция на осуществление полномочий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2015 – 2020 годы. После подготовки Счётной палатой заключения данные недостатки были учтены и приведены в соответствие с объемами средств, выделяемых из федерального центра.
В соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса РФ проект республиканского бюджета на 2016 год сформирован в программной структуре расходов на основе 25 государственных программ республики. При этом, бюджетные ассигнования, предусмотренные проектом бюджета на 2016 год, и показатели паспортов не совпадают ни по одной госпрограмме.
В ходе анализа представленных материалов Счётной палатой выявлены несоответствия государственных программ проекту республиканского бюджета на 2016 год в части наименований и ресурсного обеспечения республиканских целевых программ, подпрограмм, а также основных мероприятий. На момент формирования заключения Счётной палатой в материалах законопроекта отсутствовали проекты изменений в государственные программы.
Из двадцати шести государственных программ, представленных в материалах к законопроекту, две не включены в Перечень государственных программ, утверждаемый распоряжением Правительства Республики Мордовия.
Председатель Счётной палаты Республики Мордовия в своем обращении к депутатам процитировал слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: «бюджетное планирование, каждый бюджетный цикл, надо начинать с чёткой фиксации приоритетов, необходимо вернуть определяющую роль госпрограмм в этом процессе» (Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года).
«Невнесение или несвоевременное внесение изменений в госпрограммы может привести к нецелевому использованию бюджетных средств», - отметил Николай Сергеевич Ларьков.
С учетом указанных выше замечаний, в том числе изложенных в основном заключении Счетной палаты, деятельность органов исполнительной власти республики в части разработки госпрограмм следует оценивать, как находящуюся на низком уровне.
Одной из причин сложившейся ситуации является непредставление в Счётную палату исполнительными органами власти проектов постановлений Правительства Республики Мордовия о внесении изменений в соответствующие государственные программы, что в полной мере не позволяет контрольно-Счётному органу осуществить в соответствии с пунктом 2 статьи 157 Бюджетного кодекса и статьей 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-Счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» полномочия по проведению экспертизы государственных программ.
«Непредставление государственных программ Счётной палате для проведения экспертизы является грубым нарушением действующего законодательства и ставит под сомнение их финансово-экономическую обоснованность и, соответственно, законность», - подчеркнул Николай Сергеевич Ларьков.
В соответствии с нормами Бюджетного кодекса законопроект предложен Счётной палатой Республики Мордовия к рассмотрению и принятию Государственным Собранием Республики Мордовия в установленном порядке. Однако, замечания, изложенные в Заключении Счётной палаты, рекомендовано устранить сразу после утверждения закона о республиканском бюджете Республики Мордовия на 2016 год.