В целях приведения полномочий Счетной палаты Республики Мордовия в соответствие с федеральным законодательством и реализации рекомендаций Счетной палаты Российской Федерации по итогам проведения оценки (анализа) деятельности Счетной палаты Республики Мордовия Государственным Собранием Республики Мордовия 26 декабря 2018 года и 16 апреля 2019 года приняты изменения в Закон Республики Мордовия «О Счетной палате Республики Мордовия», которыми расширен перечень полномочий Счетной палаты Республики Мордовия.
В настоящее время Счетная палата осуществляет следующие основные полномочия:
1) контроль за исполнением бюджета Республики Мордовия и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Мордовия;
2) экспертиза проектов законов о республиканском бюджете Республики Мордовия и проектов законов о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда Республики Мордовия, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Мордовия;
4) аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств, организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия, средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Мордовия и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Мордовия, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Республике Мордовия;
6) финансовый контроль за использованием специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), средств республиканского бюджета Республики Мордовия в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;
7) аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия и иные полномочия, определенные статьей 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
8) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и имущества, находящегося в государственной собственности Республики Мордовия;
9) финансово-экономическая экспертиза проектов законов Республики Мордовия, нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Мордовия, в том числе государственных программ Республики Мордовия и других документов стратегического планирования Республики Мордовия (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Республики Мордовия, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) анализ и мониторинг бюджетного процесса в Республике Мордовия, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и его совершенствованию;
11) подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
12) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Республики Мордовия, а также проверка местных бюджетов в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
13) проведение в случаях, установленных пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не реже одного раза в два года проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципальных образований, расположенных на территории Республики Мордовия, или в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия в сфере государственного финансового контроля;
14) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения по обращению представительного органа городского, сельского поселения;
15) подготовка информации о ходе исполнения республиканского бюджета Республики Мордовия, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Мордовия, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Государственное Собрание Республики Мордовия и Главе Республики Мордовия;
16) подготовка рекомендаций по формированию системы целевых показателей для разработки документов стратегического планирования Республики Мордовия, а также по их составу и количественным значениям;
17) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
18) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия и законами Республики Мордовия.
Также теперь Счетная палата осуществляет полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в случае заключения в порядке, определенном статьей 18.1 Закона, соглашений с представительными органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия о передаче указанных полномочий.
Для заключения соглашения со Счетной палатой о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля представительным органом местного самоуправления принимается решение об обращении в Счетную палату о заключении такого соглашения, копия которого в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется в Счетную палату.
Расширение полномочий дает возможность Счетной палате более качественно и полно анализировать использование бюджетных средств, в том числе направленных на реализацию национальных проектов, а также значительно ужесточить контроль за расходованием средств республиканского бюджета, их экономным и эффективным использованием органами исполнительной власти Республики Мордовия и другими государственными структурами.